Международный союз конькобежцев жалуется, что без российских фигуристов теряет деньги. Спорт объясняет, почему иностранцы хотят с нами дружить, но стесняются об этом сказать.
Конкуренция падает без элитных россиянБюджет ISU – штука парадоксальная. Уже который год международные чиновники фиксируют убытки, но глобально организация не беднеет. Скорее даже наоборот – к примеру, в новом отчете за 2024 год указан рекордный профицит в 25,1 млн швейцарских франков. Вместе с тем операционные расходы растут в геометрической прогрессии – за текущий отчетный период зафиксировано 8,5 млн убытков, что на 5,9 млн больше, чем в предыдущем отчете.
И покрывать их только лишь за счет спортивных активностей не получается. ISU, самовольно отстранивший нас от международных стартов, признается – все дело в… отстранении.
В отчете сказано, что ситуация на Украине продолжает оказывать «негативное влияние на ISU: важный рынок остается закрытым, а уровень конкуренции снижается из-за отсутствия ряда элитных спортсменов».
На самом деле в ISU сразу осознавали, что от бана России проиграют обе стороны. Фигурное катание, несмотря на всю шумиху вокруг него, не настолько популярно, как может показаться. В Европе за ним в наше время почти не следят, японский рынок колоссально просел после ухода из спорта Юдзуру Ханю и Семы Уно, а американский еще не сформировался заново. В былые годы США были главным поставщиком денег и интереса, но пик прошел, и за ним последовало падение.
Сейчас все надежды американской федерации фигурного катания связаны с Олимпиадой-2026. Если все пройдет гладко, для них она может обернуться одной из самых успешных за всю современную историю. Ну и, конечно, Илья Малинин – гений мужского одиночного. Если кому и под силу стать легендой из всех, кто выступает ныне на международных стартах, то это будет он.
В остальном же фигурному катанию не удается обеспечить устойчивый спрос. Автор был на Финале Гран-при 2023 года в Пекине, где выступали буквально все лидеры международных стартов – и даже в кульминационные дни зал огромного National Indoor Stadium едва заполнялся наполовину. При этом фанаты фигурного катания в Китае есть. В очередях стояли поклонники и наших спортсменов, включая признанных лидеров Анну Щербакову и Александру Трусову, и тех, кто пока еще в мире засиять не успел. К примеру, Софьи Муравьевой – болельщиков фигуристки, ныне тренирующейся у Алексея Мишина, встретилось достаточно много.
Чемпионат Европы вымрет без нас?И все же этого не хватает. Глобально что Финал Гран-при, что чемпионаты мира и Европы не собирают залы за пределами стран с изначально мощным интересом к этому спорту и/или высоким уровнем менеджмента. К первому можно отнести те же США – последний чемпионат мира в Бостоне собрал биток. А ко второму, неожиданно, Прибалтику. Что Эстония (Таллин), что Литва (Каунас) показали чрезвычайно высокий уровень организации и стали настоящим спасением для ISU. Не исключено, что без них формат европейского первенства в отсутствие России в принципе оказался бы на грани вымирания.
Поэтому международным чиновникам очень нужна Россия. Не только как рынок сбыта, но и как дружеская рука помощи. Мы неоднократно вытаскивали ISU из затруднительного положения, брали на себя их старты даже себе в ущерб – и проводили их с помпой. Организация национальных соревнований под эгидой Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) показывает, что мы все еще способны на многое – несмотря на естественную просадку в интересе, вызванную отсутствием новых международных титулов у наших действующих лидеров, российские старты привлекают публику и поражают масштабом.
Антон Сихарулидзе и Александр Коган неоднократно подчеркивали – ISU за нами следит, и им нравится то, что они у нас видят. Со стороны это может показаться лукавством, но, по информации , это правда. ISU крайне осторожен в действиях и высказываниях, но, если бы в мире снизилось влияние политического фактора, они давно уже сделали бы шаг навстречу.
Очевидно, им не хватает соперничества. Благостная обстановка, где всем сестрам достаются серьги, устраивала всех первое время, но дальше пришло осознание суровой правды – ажиотаж можно нагнетать только действительно мощной борьбой. При этом сейчас высокий уровень конкуренции, сопряженный с выдающимися выступлениями, присутствует лишь в мужском одиночном и в танцах на льду. Едва ли прямо сейчас мы покажем им что-то новое в этих областях, допусти они нас к себе.
При этом в женском одиночном и в парах мы по-прежнему задаем тон. И именно здесь у ISU серьезно снижается не столько уровень соперничества, сколько качества. Международные пары хороши в вакууме, но на практике далеко не всегда выступают чисто. А фигуристки-одиночницы все еще не освоили ультра-си в сочетании с высоким уровнем хореографической подготовки. Сложности с этим есть сейчас и у наших спортсменок, но даже в этих условиях российские одиночницы сильнее международных. И присутствие их на стартах точно добавит зрелищности.
Часть ISU по нам сильно скучает, и это приятно. Однако есть и не слишком хорошие новости – их бюджет совсем не трещит по швам. Какими бы недееспособными ни выглядели международные чиновники в плане политической воли, но распоряжаться деньгами они умеют. В ISU, к примеру, все решается за счет вкладов и инвестиций – грамотная работа в этом направлении обеспечивает союзу крайне устойчивое финансовое положение. А это значит, наше возвращение в мировое фигурное катание не будет легким.