МОСКВА, 23 авг, Андрей Васильчин. Легендарный Александр Жулин страстно бился за медали в 90-х на льду и в любовных… Нет, не треугольниках, а многогранниках. Спорт рассказывает о самом роковом романе маэстро.
Возвращение блудной партнерши
«Прыгающая чума», «носится смерчем по льду» — так двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов вспоминал свои первые впечатления о фигуристке, с которой потом выиграл все возможные титулы. 17-летнюю Оксану Грищук для своего самого перспективного ученика нашла Наталья Дубова — в конце прошлого века топовый танцевальный тренер, раньше своих главных конкуренток того времени, Татьяны Тарасовой, Елены Чайковской и Натальи Линичук, отошедшая от дел.
«Она меня послала куда подальше на первой же тренировке», — эта фраза в интервью отлично характеризует темперамент юной фигуристки, с которой пришлось скатываться интеллигентному Платову. Но часть этой бешеной энергии все же шла на «мирные цели», поэтому новый дуэт стал бодро прогрессировать и за несколько лет выбился в элиту. Где его, мягко говоря, не ждали – а если и ждали, то только прекрасную его половину. И не для спортивной конкуренции.
Глаз на юную Оксану положил Александр Жулин, в дуэте с Майей Усовой на тот момент лидер группы Дубовой и претендент на медали крупнейших турниров. Вообще-то на своей партнерше он был женат, но, видимо, чувства в браке приелись и захотелось свежих ощущений. 19-летняя Грищук еще и, как говорится, с «ветром в голове», была идеальной кандидатурой для того, чтобы их получить.
«
«Однажды в отеле он вытащил меня на лестничную площадку и надел мне обручальное кольцо на палец, — рассказывала Оксана в интервью «Комсомольской правде». – «Знаешь, — говорит. – Я хочу, чтобы ты доказала, что любишь меня по-настоящему». – «Что мне сделать?» И слышу в ответ: «Тебе надо бросить фигурное катание, тогда я объявлю всем, что люблю тебя, и мы будем вместе».
Грищук рассказывала, что согласилась на такие условия.
«
«Я буквально жила Жулиным и о своих чувствах к этому человеку была готова кричать на весь мир. Трудно даже передать словами, какие чувства я испытала, когда любимый мужчина подарил мне обручальное кольцо», — признавалась фигуристка.
Платов, правда, описывал эту ситуацию несколько иначе.
«
«Летом Наталья Ильинична (Дубова) выгнала Оксану из группы и сказала ей «гуд бай». Дала мне в партнерши Татьяну Навку и заявила: «Через пару лет я из вас сделаю чемпионов мира, а сейчас время Майи и Саши». Сначала я согласился, все-таки у Дубовой провел десять лет и был предан ей. Но потом Оксана начала мне названивать и говорить: «Женя, опомнись, нам сделали плохо, давай уйдем и будем кататься вместе».
Что же произошло такого, от чего бывшей партнерше Платова захотелось возобновить карьеру? Все просто: любвеобильному Жулину одной Оксаны оказалось мало. «Платов начал кататься с Навкой, а я вернулась в Москву и повесила коньки на гвоздь, — говорила Грищук. — Жулин мне звонил из Америки почти каждый день: «Ты потерпи полтора годика, я выиграю олимпийскую медаль, и мы объявим о помолвке». Но однажды мне позвонила Майя Усова и в красках рассказала: у Жулина роман с Навкой. Я поняла, что со мной сыграли злую шутку, этот человек по натуре донжуан, и он просто хотел избавиться от конкурентов».
Почему Платов согласился на «возвращение блудной партнерши»? Дело в том, что он не верил в перспективу скорых побед с Навкой.
«
«Через месяц-два понял, что Таня еще совсем молоденькая, необкатанная. Я бы в паре с ней с третьего места на чемпионате мира опустился бы на следующий год где-то на десятое. Всю жизнь стремился к первому месту – и здесь такой скачок назад. Решил, что надо каким-то образом включать задний ход и спасать ситуацию», — вспоминал Евгений.
В итоге после очередного звонка Грищук Платов согласился уйти вслед за ней в группу Натальи Линичук.
«Девочка психически не совсем здорова»
Что было дальше? Олимпийская победа Грищук и Платова в 1994 году с невероятным рок-н-роллом, один из немногих случаев, когда молодая пара сумела опередить стоящих выше в пресловутой танцевальной «очереди» — а именно Усову и Жулина. И заодно великих британцев Джейн Торвилл и Кристофера Дина, которые вернулись специально к Играм в Лиллехаммере, но стали только третьими.
«
«Я бы сам болел на той Олимпиаде за Торвилл и Дина, приехали какие-то выскочки с каким-то рок-н-роллом, — признавался Платов. – Многие ведь не согласны с тем результатом. Торвилл и Дин – самые любимые фигуристы мира, может быть, до сих пор. Все их обожали, и мы сами тоже. Я бы, конечно, не сказал, что мне было неудобно их обыгрывать, на льду азарт борьбы захлестывал, но за пределами льда мысли лезли: «Это же боги».
Во многом для того, чтобы доказать неслучайность той победы, Грищук и Платов решили остаться до следующей Олимпиады. Но в танцах на льду тогда никто два олимпийских золота не выигрывал. К тому же от Линичук Оксане и Евгению пришлось уйти: они почувствовали, что тренер делает ставку на более молодых Анжелику Крылову и Олега Овсянникова.
Готовить Грищук и Платова к Играм-1998 взялась Татьяна Тарасова. Которая тоже сразу поняла, куда влипла.
«
"Я впервые в жизни увидела человека, который без конца плакал, — вспоминала тренер. – Я говорю об Оксане Грищук. Адская девочка. Оксана подозревала всех людей, некоторых, надо сказать, не без оснований, в разных ужасных поступках. Довольно быстро я разобралась, что девочка психически не совсем здорова, и я ее жалела. Больной ребенок – он же еще дороже".
Самым тяжелым, по воспоминаниям Платова, стал олимпийский сезон. «Оксана мыслями уже в Голливуд начала уходить, она стала Пашей, — объяснял он. – На таком нерве находилась, что работа вообще не шла. Если бы не было всего этого Голливуда и Паши, если бы мы работали так, как раньше, на три головы были бы выше всех остальных. А так мы с Татьяной Анатольевной, чтобы заставить Оксану тренироваться, приезжали к ней домой с цветами, с деревьями… С чем только ни приезжали. Успокаивали как могли, но Оксана все равно могла схватить Тарасову за грудки и начать трясти: «Мы выиграем или нет, скажите мне!»
Жуткое начало сезона, программа «Мемориал», которая поначалу не пошла, два падения за пару месяцев – и это в дисциплине, где такое воспринимается как крах… Было отчего нервничать. Платов рассказывал, что от давления на Олимпиаде он сходил с ума.
«
«Остальные люди боролись за медали, радовались, а для нас серебро было бы равнозначно катастрофе, концу жизни. Думаю, весь Нагано трясся вместе со мной, когда я настраивался на прокаты», — признавался фигурист.
Грищук и Платов выиграли свою вторую Олимпиаду с преимуществом в один судейский голос. И на следующий день расстались на долгие годы. Оксана-Паша улетела в Лос-Анджелес – успев, правда, пофлиртовать с принцем Монако Альбером II. Платов ушел в профессиональный чемпионат, где стал кататься в дуэте с Усовой. Там же появилась и Грищук – но в паре с Жулиным.
«
«Это все-таки было не очень правильно, — говорил потом Платов. – Я такой человек, что всегда хочу спокойствия и ненавижу конфронтации. Особенно с тем человеком, с которым провел несколько лет жизни».
В итоге Грищук и Платов объединились вновь уже в шоу – когда в России возникла на них мода. В 2006 году они выступили вместе в «Танцах на льду», исполнили совместные номера на нескольких других мероприятиях. Точка была поставлена.
Хотя… Возможно, это было многоточие. Грищук, казалось бы, успокоилась: осела в Штатах, вступила в отношения с одним фитнес-тренером, родила от него дочь. Стала работать тренером и постановщиком программ. Но три года назад разразилась скандальным интервью Спортсу, где заявила, что Платов был в нее всю жизнь безответно влюблен, а Тарасова обманула ее с деньгами. Не многогранник — лабиринт!