GENERICO.ruСпорт"Лежит выше всех трупов": он остался навсегда на пике Победы до Наговициной

«Лежит выше всех трупов»: он остался навсегда на пике Победы до Наговициной

Известный «Снежный барс» попер на коварный пик Победы, несмотря на яростные уговоры товарищей. Спорт рассказывает трагическую историю альпиниста, чье тело лежит недалеко от прославившейся в этом году Натальи Наговициной.

Потерял молодую напарницу
«Спрашивали: «Миша, может, хватит?» А он ни в какую», — вспоминала племянница Михаила Ишутина, Ирина. Он не раз оказывался на грани смерти. Но даже в 58 лет его продолжало тянуть в горы. Третье покорение пика Победы стоило Ишутину жизни.

Впервые Михаил попробовал себя в альпинизме в 21 год. Решил провести майские праздники с друзьями в горах. В тонкостях восхождений он ничего не понимал, но затея понравилась: «Меня захватил горный поток».

Вскоре перебрался в Северодвинск, стал мастером спорта, возглавил архангельскую федерацию альпинизма, дважды становился чемпионом России, а потом и «Снежным барсом», покорив все семитысячники СССР. За пять лет до рокового похода на пик Победы получил звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации». Вроде бы пора на покой, но оставить горы Ишутин не мог.

«
«Они были для него всем. Свое сердце в горах он оставил давно…», — говорила в интервью «Комсомольской правде» Ирина Ишутина.

Михаил не раз попадал в смертельно опасные ситуации. Однажды в горах Кавказа ему камнем перебило руку, повис над пропастью, спасла страховочная веревка. Выбраться помог товарищ. А в 1991 году получил перелом основания черепа, сорвавшись с обрыва. Повезло, что рядом оказался профессиональный травматолог. И даже смерть молодой напарницы не заставила Ишутина бросить горы.

«Когда ты находишься на восьмитысячной высоте, гладишь рукой облака, смотришь широкоформатным взглядом — и тут-то открывается, буквально вливается в тебя новая картина мира, панорама, скрытая от обывателя, — писал в дневнике Ишутин. — Каждое восхождение — это очередное познание. Познания себя, людей, мира. Скорее всего, я просто исследователь мира и огромный жизнелюб».

«Сказал ему: «Хватит уже, вот она — вершина, засчитываем»
Экспедицию 2015 года приурочили к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Альпинисты взяли с собой копию знамени, водруженного в мае 1945 над зданием Рейхстага.

Акклиматизацию проходили около месяца, но погода постоянно менялась, и все же 1 августа экспедиция все же стартовала. Уже через неделю пошли на финальный штурм, по пути встретили возвращавшуюся группу, в составе которой был один из боссов федерации Александр Яковенко, который вспоминал: «К 12:00 были на вершине… На спуске я встретил Мишу, который шел навстречу, ему всего метров двести оставалось. Сказал ему: «Хватит уже, вот она — вершина, засчитываем, пошли обратно». Он: «Да, ладно, до парней дойду». Очень внятно и адекватно отвечал».

Вскоре Ишутин уже делал фото на высшей точке пика. «Выглядел немножечко усталым, но меня это не встревожило», — рассказывал Михаил Носенко. На спуске Васильич, как его любя называли друзья, шел замыкающим в группе из трех человек. На высоте около 7300 вдруг почувствовал боль в правой ноге. Присел на камень, но в этот момент порыв ветра сорвал с руки перчатку. Друзья бросились за ней, а когда вернулись — Ишутин уже лежал на земле. Он ушел буквально за 15 минут. Пульс не прощупывался, реанимировать не удалось.

Тело легендарного альпиниста накрыли плащ-палаткой и оставили на горе. «Спустить вниз возможности не было однозначно — разыгрался сильный ураган, видимости никакой, команда с трудом нашла путь в базовый лагерь, — говорил Николай Захаров. — Этот подъем всем спортсменам дался тяжело. У одного начался отек легких, у другого — серьезное обморожение… Рисковать живыми мы просто не имели права».

«Если бы мы начали транспортировку, то наша группа превратилась бы в похоронную процессию. Там много трупов, Миша лежит выше всех — почти под вершиной…», — рассказывал Яковенко. Спустя десять лет также на спуске погибнет Наталья Наговицина. В нескольких метрах ниже Ишутина.

Никто не мог поверить в произошедшее. Никаких предпосылок, периодические диспансеризации, здоровый образ жизни. Михаила заочно отпевали в одном из храмов Северодвинска. Прощание прошло в местном детско-юношеском центре. Позже коллеги предприняли несколько попыток эвакуировать тело альпиниста, но все экспедиции заканчивались неудачами. Спустя десять лет Ишутин так и остается лежать под вершиной пика Победы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории