Международные судьи готовы вешать олимпийское золото на Илью Малинина уже сейчас. Спорт рассказывает, какими сумасшедшими баллами они оценили американского гения на первом же этапе Гран-при, хотя катался фигурист, по сути, вполсилы. И неужели российскому фигуристу Петру Гуменнику придется бороться в Милане с произволом?
Вполсилы, после травмы, но с нереальными баллами
Победа Малинина на Гран-при в Анже не сенсация. Адам Сяо Хим Фа, хоть и двукратный чемпион Европы, слишком нестабилен, чтобы соперничать с непобедимым в последние два года американцем. Свой «срывной» характер француз в очередной раз продемонстрировал на домашнем льду, отвалившись на пятое место после стартового дня.
Но все равно: итоговый отрыв Малинина в 40 с лишним баллов — шок. Особенно с учетом того, что для своего высочайшего технического уровня Илья выступил не блестяще. Два четверных в короткой программе, пять в произвольной, один из них с недокрутом, никакого квад-акселя – да, еще лет десять назад это звучало бы как фантастика, но в прошлом олимпийском цикле аналогичный контент заявляли и Натан Чен, и Юдзуру Ханю, и Сема Уно, и наша Александра Трусова.
В последние годы в клуб «пятиквадников» вступили и российские мужчины-одиночники. Первым, кто исполнил такое количество четверных в произвольной программе, стал Марк Кондратюк. А в нынешнем сезоне на пять прыжков в четыре оборота заходит Петр Гуменник – единственный российский одиночник на Олимпийских играх 2026 года.
Однако уже сейчас складывается впечатление, что и Гуменнику, и Сяо Хим Фа, и кому бы то ни было еще золота в Милане не добыть. В произвольной Малинин допустил недокрут на одном из четверных, и два вращения третьего уровня сложности вместо четвертого. Катаясь процентов на 60 от личного максимума, борясь с последствиями травмы, Илья получил космические 215,78 балла.
Столько же или больше в истории мирового фигурного катания получал за произвольную программу только Чен. Двукратный олимпийский чемпион Ханю максимум набирал 212,99. Баллы российских фигуристов, уже три с половиной года не выступавших на международной арене, здесь даже приводить смысла нет, за исключением одного примера: пятиквадка Гуменника на олимпийском отборе в Пекине потянула на 169,02. Если бы не помарки, было бы на 10-12 баллов больше – но показательно, насколько по-разному судьи смотрят на одинаковый технический набор в исполнении американца и нашего спортсмена. И не замечают, что в катании, вообще-то, Петр сильнее.
Он ну разве что бог пафоса
Малинин – это явление. Он обладает уникальной круткой. Если говорить языком физики, никто не умеет развивать такую угловую скорость вращения в прыжках, как он. Именно это позволяет исполнять и аксель в четыре с половиной оборота, и вести речь о пятерных прыжках (официального подтверждения, что Малинин их выезжал на тренировках, нет, но сам он рассказывал, что работает над ними).
Но фигурное катание – это не фигурное прыгание, как говорил олимпийский чемпион и нынешний глава федерации Антон Сихарулидзе. Есть и другие технические элементы – шаги, вращения, и даже человек, не владеющий квалификацией арбитра, заметит, что Малинин в них не на первых ролях. Не говоря уже о том, что называют второй оценкой. По мастерству скольжения американец уступит доброму десятку из числа других фигуристов мировой элиты. Не лучший он и в артистизме — хотя над этим Илья упорно работает.
Однако ему ставят девятки, как когда-то Ханю. Хотя японец заслуженно считался «богом конька» — а Малинин, даже если согласиться с тем, что он сам себя называет «богом четверных», в катании по сравнению с Юдзуру все-таки еще подмастерье.
Судьи обязаны быть беспристрастными. Можно сколько угодно рассуждать про негласные тенденции судейства, про влияние рейтинга, но в протоколе разлинованы столбцы и строки, в них должны проставляться оценки за конкретные элементы и компоненты. Но на практике получается, что вместо этих самых протоколов в разделе сайта ISU с результатами под названием Judges Scores можно вывешивать плакат с надписью «Даешь Малинину олимпийское золото».
Впрочем, в какой-то степени понять судей можно. Очень тяжело противостоять той агрессивной пиар-кампании, которая сопровождает карьеру Малинина. Раскруткой американского фигуриста занимаются влиятельные люди, которые блестяще умеют обращать в его пользу даже негатив. Попробовали было арбитры определить на одном из турниров недокруты на всех четверных прыжках Ильи в программе – так через некоторое время Малинин с подачи своего окружения выпустил мерч, на которой был изображен тот самый протокол с «галками». А еще опубликовал в соцсетях цитату: «Фигурное катание – это искусство. Не говорите кому-либо, как ему писать картину».
Помимо оценок, космического уровня у Малинина и ЧСВ в программах олимпийского сезона. По его собственному определению, короткая – «путь воина к величию». Ну а в произвольной, которая называется «Голос», Илья делает то, что еще никому не приходило в голову: использует собственную речь, наложенную на музыку, и рассказывает об истории своей жизни. Причем критикам, усомнившимся в том, уместно ли такое самолюбование, американский фигурист предложил самим надеть коньки после первого же сентябрьского «челленджера» в Италии, где он презентовал олимпийские программы.
Конечно, у Малинина, однозначно, большого мастера четверных прыжков, есть полное право следовать в жизни девизу «скромность украшает тогда, когда нет других украшений». Наверняка он чувствует за собой и поддержку мощной американской федерации. Тем не менее, хочется пожелать Илье не забывать банальную истину «лед скользкий» — а всем его соперникам готовиться к Олимпиаде с мыслью, что там они будут сражаться с обычным человеком, а не с богом. Ну разве что с богом пафоса – но это в решающий момент может ему и не помочь.