GENERICO.ruЭкономикаЧлен СПЧ Игорь Ашманов объяснил рост необоснованных блокировок счетов россиян

Член СПЧ Игорь Ашманов объяснил рост необоснованных блокировок счетов россиян

Жертвы техноварваров: ИИ позволяет банкам снимать с себя ответственность

Необоснованные блокировки счетов граждан со стороны банков в последнее время превратились в серьезную проблему отечественного финансового сектора. ЦБ пришлось «разруливать» ситуации, когда клиентам кредитных организаций блокировали счета без объяснения, заявила на днях Эльвира Набиуллина.

Жертвы техноварваров: ИИ позволяет банкам снимать с себя ответственность

Проблема, поднятая главой регулятора, находится на стыке технических решений и их социально-финансовых последствий. Решения исходят от банков, не несущих за это фактически никакой ответственности, а страдают простые люди, которые весьма посредственно защищены от бездушных алгоритмов блокировок. 

«Борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули палку, что называется», — признала Набиуллина.

Произнеся слово «мы», председатель ЦБ дала понять, что её ведомство разделяет ответственность за происходящее со всеми элементами банковского сообщества. Банкам поступили указания от регулятора усилить борьбу с дроп-схемами (случаями, когда граждан вовлекают в операции по обналичиванию или выводу преступных средств), те взяли под козырек и стали выполнять. Ключевой вопрос – как? По словам Эльвиры Набиуллиной, хотя «жалобы на мошенничество серьезно упали, выросли жалобы на необоснованную блокировку счетов». 

26 августа Банк России обязал банки раскрывать клиенту причины блокировки карт и приостановления операций по счету (после чего, как заметила глава ЦБ, «появились первые признаки улучшения»). Эти жесткие меры принимаются по трем основаниям: при подозрении вывода средств мошенниками, отмывании денег и нарушении налогового законодательства. Как пояснили в Росфинмониторинге, кредитные структуры замораживают счета клиентов за «нетипичное поведение». В эту категорию входят слишком частые переводы средств или операции на суммы, которые не соответствуют официальному доходу человека. 

По данным МВД, за январь-июль 2025 года ущерб от IT-мошенничества увеличился в целом по стране на 16% и составил почти 120 млрд рублей. В то же время, согласно статистике ЦБ, по итогам девяти месяцев года число жалоб на банки со стороны физлиц выросло на 21% год к году и составило 170,5 тысячи. В основном граждане сообщали о проблемах, которые у них возникли из-за блокировок счетов, карт, дистанционного банковского обслуживания.

Эксперты в этой связи указывают на слишком агрессивную, фактически параноидальную политику безопасности банков: она ведет к росту ошибочных положительных срабатываний систем защиты. При этом человеку абсолютно непонятно, на каком основании за безобидную, с его точки зрения, операцию блокируется счет.   

Фото: president-sovet.ru

— Речь идет о самодеятельности крупных банков, — рассуждает в беседе с «МК» член СПЧ, известный предприниматель Игорь Ашманов. – Получив от ЦБ руководящие указания, они радостно включили самопальный искусственный интеллект. В России его внедрение сводится в основном к скачиванию западных разработок и какой-то их донастройке. Да, у нас есть пара «крутых» разработчиков соответствующего софта, но в реальности, если вы делаете запрос, зачастую выявляется иностранная подложка. Например, после ввода в строку поиска слова «ветеран» ИИ нарисует вам человека с американской винтовкой М-16 в руках. И дело не только, скажем помягче, в когнитивной скромности тех, кто выдает подобные продукты. Там в банках вся цепочка – от руководства до низовых исполнителей – руководствуется принципом «отвяжись!». 

ЦБ дал им команду усилить работу по борьбе с мошенниками, в частности, лучше распознавать и чаще блокировать подозрительные операции. Но это – указания общего порядка, без технической конкретики. Реальные критерии мошеннических транзакций зарождаются в головах IT-директора или сотрудников, отвечающих за ИИ. Эти люди не склонны заморачиваться разного рода человеческими «мелочами», они мыслят по-крупному.

Основное свойство программистов в следующем: это техноварвары, социопаты, бесконечно далекие от гуманитарных знаний, психологии, экономики, социологии и одновременно убежденные в собственном всемогуществе. Когда ты создаешь программу для компьютера и тот её послушно выполняет, возникает чувство, что ты полубог. 

 

— Программист придумал некое правило, в соответствие с которым такая-то транзакция признается подозрительной. А то, что в конкретных жизненных обстоятельствах это правило может не работать, в голову ему не придет. Зачем ему это, когда нет никакой ответственности за конечный результат? Алгоритм, заложенный в искусственный интеллект ещё на входе, претерпевает непонятно какие изменения в этой большой лингвистической модели. Автор никогда не узнает, что его детище шарахнуло в итоге по массе людей, которые попросили банк разблокировать счета. Ответ от службы клиентской поддержки стандартный: «Мы не можем, так решил ИИ, нам запрещено отменять его решения, идите в отделение с паспортом». И никто программиста не накажет за то, что в каком-нибудь областном центре пять тысяч человек на два дня лишились доступа к своим деньгам, поскольку не могли добраться до отделения банка в 50 километров от их жилища. 

Надо четко понимать: искусственный интеллект не столько служит целям автоматизации, сколько способствует снятию ответственности. Реальная работа подменятся её имитацией с помощью тупого ИИ. Поток жалоб в ЦБ идет на конкретные банки, и Набиуллина вынуждена «вправлять» им мозги публично. О людях она действительно беспокоится (это хорошо видно по её выступлениям и действиям), пытаясь ограничить произвол кредитных организаций по внедрению безответственного ИИ низкого качества.  

— От банков пока не слышно заявлений, что они знают о проблеме, и что решают её. Напрашивается вариант с созданием некой централизованной системы под контролем государства, которая будет не допускать необоснованные блокировки. Но кто этим займется? Лично я таких высокоинтеллектуальных людей не знаю. Кроме того, само существование такой системы сопряжено с бешеными рисками утечки персональных данных. Возможно, разрешить ситуацию помогла бы более высокая степень публичности.

То есть, если бы ЦБ открыто предъявил претензии к топ-менеджменту банков, начал их каким-то образом наказывать за эти вещи. Социальные проблемы априори преодолеваются не с помощью ИИ и прочих технологических новшеств (это иллюзия программистов и крупных банкиров), а путем повышения ответственности и, кроме того, какими-то судебными процедурами, штрафами, повышением налогов. 

Искусственный интеллект будет не только создавать почву для разного рода ошибок, но и позволять людям в этих цепочках обслуживания населения снимать с себя ответственность. Речь о его принципиальном, основном свойстве. Это классика применения ИИ: облегчаем себе жизнь с помощью «технологий», а граждане пусть общаются с роботом – ничего, потерпят. Сам я несколько раз попадал в подобный переплет, например, при попытке снять несколько десятков тысяч рублей в банкомате моего же банка вдали от Москвы мне заблокировали карту. Персональный менеджер не помогла, поскольку ей было запрещено, и пришлось через пару дней прийти уже в столице ногами в отделение.
  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории