Zen
МОСКВА, 26 октября, Захар Андреев. Спутник связи Intelsat 33e распался на десятки кусков, которые теперь угрожают другим космическим аппаратам, в том числе российским. Что или кто стоит за катастрофой на дальней орбите — в материале .
Куда полетят обломки
Владелец объявил о «прекращении обслуживания» Intelsat 33e (IS-33e) в субботу, 19 октября, сославшись на «аномалию». За аккуратной формулировкой скрывается инцидент, достойный научно-фантастического боевика.
Российская автоматизированная система оповещения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП) показала, что корабль размером с автобус был уничтожен «событием, которое было мгновенным и высокоэнергетическим». Проще говоря, он взорвался.
Космические силы США зафиксировали 20 фрагментов мусора, которые предположительно безвредны. Версия Роскосмоса не столь оптимистична: Intelsat 33e распался примерно на 80 фрагментов, которые представляют угрозу буквально всем спутникам на геостационарной орбите (ГСО), включая российские телекоммуникационные «Экспресс-АТ1», «Ямал-402» и «Экспресс-АМ6», а также гидрометеорологический «Электро-Л». Роскосмосу придется отслеживать тревожные сближения и корректировать высоту аппаратов.
Космическая «парковка»
Как известно, даже мелкий мусор может вывести из строя или повредить космический корабль или станцию. Правда, скорость на ГСО гораздо ниже, чем на околоземной орбите, но и уворачиваться сложнее: мелкие опасные объекты просто не видны с Земли — далеко, 35 тысяч километров.
Период вращения на ГСО такой же, как у планеты, а значит, она может постоянно находиться над одним регионом. Это удобно, например, для передачи ТВ-сигнала или мониторинга погоды.
< br />
Неудивительно, что орбита пользуется популярностью. Международный союз электросвязи (МСЭ) распределяет там «парковочные места» в соответствии с квотами стран. В настоящее время активны более 500 спутников общей емкостью 1800.
IS-33e обслуживал клиентов в Европе, Африке и некоторых частях Азиатско-Тихоокеанского региона. Его владельцу, компании Intelsat из Люксембурга, придется перевести другие спутники, чтобы взять на себя функции уничтоженного.
Оружие или гости из космоса
Это не первая странная авария на ГСО. В 2006 году российский «Экспресс-АМ11» вышел из строя в результате удара «неопознанного объекта». Подозревают космический мусор, но это только теория — у инженеров не было возможности провести расследование. В 2017 году по неизвестной причине развалились вещательные спутники AMC-9 и Telkom-1. А в 2019 году перестал работать брат-близнец 33-го Intelsat, IS-29e. Как сообщила компания-владелец, причиной отказа могли стать «повышенная солнечная активность, радиация или столкновение с микрометеоритом».
~6 0~br />
60~br />Что стало с ИС-33э, также остается загадкой. На фоне текущих военных конфликтов космические державы обвиняют друг друга в разработке противоспутникового оружия. Орбитальные аппараты давно могут быть сбиты ракетами с Земли, а о спутниковых истребителях ходят упорные слухи. В любом случае, объекты, которые могут стать целями для космического оружия, находятся на низких орбитах. Достичь GSO гораздо сложнее, и маловероятно, что такие попытки останутся незамеченными.
Установить «аномалию» с ИС-33Э должна специальная комиссия. Однако, каков бы ни был ее вердикт, уже сейчас ясно, что ситуация со злополучным спутником вполне вписывается в общую картину.
Проблемное устройство
Катастрофа в дальнем космосе — проявление глубокой деградации американской аэрокосмической промышленности, которая, похоже, разучилась делать эффективное оборудование. SpaceX Илона Маска — едва ли не единственное исключение.
Аппарат был произведен компанией Boeing, которая до сих пор находится в центре череды скандалов. Провалы по всем фронтам. После того, как новейший самолет буквально начал разваливаться в воздухе, были выявлены масштабные нарушения на производстве, а расследование сопровождалось загадочной гибелью информаторов. Затем сломался пилотируемый корабль Starliner, из-за чего двое астронавтов надолго застряли на МКС. Теперь — спутник. Хотя проблемы с IS-33e, рассчитанным на 15 лет службы, возникли давно.
Запущен на европейской ракете-носителе Ariane 5 с космодрома Куру в 2016 году. И сразу — проблемы с двигателем, который должен был вывести спутник на геостационарную орбиту. В итоге путешествие заняло больше времени, чем планировалось, и аппарат был введен в эксплуатацию на три месяца позже.
Через год силовая установка снова забарахлила. Результатом стал перерасход топлива (спутник был вынужден тратить ресурсы на пребывание на геостационарной орбите). Срок службы сократился на три с половиной года — до 12,5 лет. В итоге он не проработал и восьми лет. И грозит забрать с собой другие устройства.
В Boeing из-за скандалов, по всей видимости, началась масштабная реструктуризация. Из непомерно раздутого штата решили сократить десятую часть сотрудников (около 17 тысяч), повысив зарплаты остальным. Но, очевидно, чтобы не производить неисправное оборудование, угрожающее жизни людей и инфраструктуре, аэрокосмическому гиганту потребуются более глубокие изменения.