GENERICO.ruРоссияМошенники «обвинили» белгородского корреспондента «РГ» в госизмене

Мошенники «обвинили» белгородского корреспондента «РГ» в госизмене

Распродажи квартир, автомобилей и всевозможных ценностей, непомерные кредиты и займы «туда-обратно» у друзей и знакомых с целью передачи миллионов, а то и десятков миллионов рублей мошенникам — все это давно уже стало частью новостной повестки дня, основанной на сообщениях правоохранительных органов. Но одно дело — писать об этом, другое — общаться с коварными преступниками лично. Белгородскому корреспонденту «РГ» в одно субботнее утро тоже пришлось ответить на пренеприятнейший звонок.Колл-центр телефонных мошенников в Украине

Разогрев аудитории

Но не сразу. Сам разговор предшествовал нескольким часам «разогрева». Вдруг на мессенджер приходит сообщение от руководителя одного из известных издательств. Наше сотрудничество закончилось около ста лет назад, все вопросы были решены, общение сошло на нет, и тут вдруг сообщение типа: «Мы проверяем, нашли какие-то проблемы в документах, но я не знаю, какие. Они должны вам позвонить и сказать. Потом вы мне скажите, ладно?»

Конечно, как же иначе? Я во всем соглашаюсь с собеседником. Но ни через обещанный час, ни через два никто не звонит. Только продолжается отрывистая переписка: «Не звонили? Как это возможно, а…» Сначала на эти фразы не обращаешь внимания. Потом они начинают раздражать своей периодичностью и бессмысленностью. Потом внутри возникает вопрос: что происходит… Ну, а в итоге волей-неволей втягиваешься и в раздражающий разговор, и в эмоциональную воронку бессмысленной тревоги. Рациональная часть меня понимает: ничего не произошло и не могло произойти. Но червь сомнения грызет мои мысли. И теперь думаешь только об этом, и предвкушаешь, и волнуешься. Немного, но все же.

Наконец-то — звонок! Низкий мужской голос спрашивает, правильно ли он ко мне обращается. Я сообщаю: Сидоров Иван Петрович — я называю условное имя, это не имеет никакого значения. А вот данные о себе….

«Я сотрудник управления ФСБ. Какого управления? По Московской области. Не задавайте вопросов, слушайте меня. Где вы сейчас находитесь? На работе?» — голос сочувственно осведомляется об обстановке вокруг… Ну конечно. Вежливые люди! Разговор льется спокойным ручьем.

Тяжелые эмоции

«Вы одни в кабинете? Там есть третьи лица? Тогда покиньте кабинет. Покиньте, — в голосе звучат стальные нотки. — Что вы имеете в виду, зачем? Я звоню вам, потому что это важно. Я озвучу вам расследуемую информацию. Что-что… расследуется, — в этом точном слове уже прорывается пренебрежение. — Третьи лица не должны это слышать. Как вы можете не уйти? Вас там приковали, что ли? — открытая насмешка уже не прикрывается вежливостью и вдруг выливается в поток гнева: — Вы хоть понимаете, что будете сидеть в тюрьме?»

Ага. Ну вот она — цель звонка.

«И еще спрашивает: за что? Да, за измену Родине! Есть такая статья в УК РФ! Деньги списываются с вашего счета и идут на финансирование Вооруженных сил Украины! Враг! Вам грозит тюрьма, понимаете? Вы хотите сидеть в тюрьме?»

Накал эмоций собеседника нарастает с каждой фразой. Он и возмущен, и зол. Он практически кричит, и только что-то сдерживает его порывы и делает их фальшивыми.

«Вызовите меня повесткой», — отвечаю я на истерику собеседника.

«Но у меня пока нет для этого оснований», — видимо, оговаривается он. Ну, если нет, то нет.

«Но ваши деньги идут в Вооруженные силы Украины!» — тут же вспоминает собеседник. — Вы финансируете врага! Вы это понимаете? Вам грозит тюрьма!»

«Ну, до этого еще суд должен быть, и до него еще нужно дойти, а для этого нужна повестка, чтобы во всем разобраться», — нудно перечисляю я, пока собеседник тяжело дышит после истеричных лекций. И я его понимаю. Он ждет, что я остолбенею и ужаснусь, побегу к сотрудничеству, чтобы в спешке провернуть все деньги, «идущие на Вооруженные силы Украины», и отправить их «на надежный счет». А я все повторял: «Повестка. Суд разберется. Мы живем в правовом государстве…»

И то ли мое нордическое спокойствие, то ли что-то еще, так не понравилось этому «сотруднику», что он совершенно грубо бросил трубку. Как невежливо.

И я начал перечитывать переписку руководителя издательства, и мое настроение улучшилось. Мошенники просчитались с самого начала: их сообщения были полны грамматических ошибок и пунктуационной путаницы… Руководитель солидного издательства пишет грамотно, и я не один это знаю. Мошенники, учите русский!

Трагический случай

В подобных ситуациях оказывались многие, и, к сожалению, некоторые из них становились поводом не для журналистской статьи, а для уголовного дела и обернулись настоящей трагедией. Один из читателей «РГ» Олег К. поделился историей, которая произошла с его отцом. Действующий пенсионер не пережил обмана. Ему также позвонили «из органов», а мошенники установили такой режим секретности, что дед не делился фактом переговоров ни с кем из родственников. А сам тем временем «помогал разоблачать преступников», которые, судя по всему, также помогали Вооруженным силам Украины. Под чутким руководством злоумышленников он продал свой дом за бесценок и перевел деньги, куда им было сказано. Он очнулся от дымки, ушел ни с чем, а над ним еще и издевались: мол, теперь-то деньги точно у Вооруженных сил Украины.

Расследование этого инцидента продолжается, а сама история заставляет задуматься над многими вопросами. Продажа дома — процесс долгий и вовлекающий множество участников. Ситуация не насторожила ни риэлтора, ни сотрудников, оформлявших сделку? Банк тоже ничего подозрительного не увидел? Ну разве что. Но это очередной призыв быть внимательными, сдержанными, спокойными и, конечно, доверять — но своим. Чтобы в трудную минуту можно было не поддаваться приказам, отданным по телефону.

Комментарий

Оксана Ищенко, представитель пресс-службы УФСБ по Белгородской области:

— Звонки от мошенников, представляющихся сотрудниками ФСБ, к сожалению, не редкость. Именно поэтому мы предупреждаем вас о важности бдительности. Как правило, злоумышленники ведут разговор таким образом, чтобы вызвать сильные эмоции, заставить собеседника действовать безрассудно, спонтанно, но так, как им нужно. Главная цель — завладеть персональными данными, с помощью которых можно будет добраться до финансов человека, и для этого все средства хороши. Одни мошенники просят «помочь» в поимке преступников, другие — запугивают и угрожают тюрьмой, как в описанном случае. Главное в любой ситуации — не паниковать. Связаться с региональным управлением ФСБ можно по телефону горячей линии — такие номера есть, можно, как в описанном случае, потребовать повестку в суд, но лучше всего просто положить трубку и заблокировать звонящего. И никогда никому не говорить о персональных данных и финансах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории