Счетная палата считает, что «адресная поддержка» должна касаться не только детских пособий
Счетная палата предлагает властям оценивать потребности россиян при назначении пенсий. В настоящее время наличие дополнительного дохода или второй квартиры не учитывается, но такой подход устарел. В заключении к проекту бюджета, внесенному в Госдуму, аудиторы отмечают, что принцип адресности позволит более эффективно использовать государственные ресурсы, направляемые на пенсионное обеспечение, увеличить выплаты наиболее нуждающимся пожилым людям, снизить уровень бедности с нынешних 9,3% до менее 7% к 2030 году. За образец рекомендуется взять реформу детских пособий, проведенную два года назад.
Единое пособие на ребенка было введено в 2023 году, и критерии его получения сразу были установлены на уровне, более жестком, чем для других выплат. Помимо требований к доходу (на члена семьи он не должен превышать региональный прожиточный минимум), существуют и имущественные ограничения для претендентов на пособие. Семья может иметь одну квартиру любой площади (а если квартир несколько, то не более 24 квадратных метров на члена семьи), а также один летний дом, один гараж, одну машину, одно нежилое помещение и т. д. Если у кого-то есть две машины или хотя бы доля в квартире, превышающей установленный лимит квадратных метров, пособие не назначается.
В случае пенсионных выплат имущественный ценз в настоящее время не применяется. Страховая пенсия рассчитывается по общему правилу, а различные доплаты (по инвалидности, на оплату ЖКХ, проезда, связи, по достижении 80 лет, за северный стаж и т. д.) рассчитываются без учета реального материального положения пенсионера. Счетная палата считает такую систему поддержки неидеальной и устаревшей. «Можно отметить стагнацию ее правового регулирования в части мер поддержки семей с детьми», — говорится в заключении.
По мнению аудиторов, для пенсионеров (а также инвалидов) можно было бы использовать «опыт расширения адресности» — в частности, «введение в систему социальной поддержки критерия нуждаемости» путем «учета при назначении выплат иных доходов получателей, помимо пенсий и социальных выплат, а также их имущества». Возможность такой откровенно революционной трансформации пенсионной системы, как считает Счетная палата, заложена в обновленной Конституции РФ. «Теперь гражданам гарантирована адресная социальная поддержка», подчеркивают авторы заключения. Кроме того, Конституционный суд неоднократно отмечал,
что «федеральный законодатель имеет достаточно широкую свободу в определении мер социальной защиты», «он вправе их модифицировать применительно к конкретной жизненной ситуации», «а также выбирать и изменять формы их предоставления», напоминают аудиторы. Иными словами: введение критерия нуждаемости при расчете пенсий не будет считаться нарушением Конституции. С этой стороны «зеленый свет» для потенциальных реформаторов (а ими, по всей вероятности, должны стать депутаты Госдумы) уже горит. Что касается президента, то он также «неоднократно ставил задачу расширения масштабов адресной социальной помощи населению». Однако пока решение этой проблемы коснулось только семей с детьми.
Авторы заключения не уточняют, как именно имущественный ценз может быть использован при расчете пенсий. Поскольку страховая пенсия формируется из фиксированной части, установленной государством, и части, рассчитываемой в соответствии с накопленными каждым человеком пенсионными баллами, можно предположить, что на вторую не может повлиять наличие второй квартиры и дополнительного дохода. А вот на первую повлиять может. Их также можно учитывать при назначении компенсаций за услуги ЖКХ, льгот на проезд в общественном транспорте, ежемесячных денежных выплат и т. д. Порог нуждаемости, по мнению Счетной палаты, может быть дифференцированным. А сокращение трансфертов наиболее обеспеченным категориям пенсионеров (и инвалидам) увеличит поддержку наименее обеспеченных.
«Такой подход позволит повысить эффективность мер социальной поддержки как в части повышения рациональности и эффективности использования государственных ресурсов, выделяемых на эти цели, так и в части увеличения объемов помощи гражданам, которые в ней действительно нуждаются», — отмечают авторы заключения. Они напоминают, что в Российской Федерации продолжается борьба с бедностью: к 2030 году численность населения с доходами ниже прожиточного минимума должна составить менее 7%, а к 2036 году — менее 5%.