Хотят убрать с витрин, как сигареты
В Думу вносят новый законопроект о продаже алкоголя. Идея в том, чтобы убрать его с глаз долой. Это положительно скажется на так называемых спонтанных покупках алкоголя. Также это будет иметь образовательную ценность для детей, которые не будут видеть бутылки рядом с шоколадками или чипсами.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов анонсировал законопроект, который он пытался внести в Думу 10 лет назад. Но теперь, когда с 2020 года в нашей стране снова стало расти потребление алкоголя, пришло время пересмотреть его.
Сегодня время продажи алкоголя в России, согласно федеральному закону, ограничено с 23:00 до 8:00. При этом регионы могут устанавливать собственные запреты на покупку алкогольной продукции в розницу. Инициатива депутата Госдумы Андрея Свинцова по регулированию розничной продажи алкоголя в России касается маркетинговой политики алкогольного рынка. Он считает, что «любой продуктовый магазин — это рекламная площадка для алкоголя». Эта продукция присутствует не только в специализированных отделах, но и в прикассовой зоне, и рядом с закусками или сыром. И это создает у людей желание совершить спонтанную покупку алкоголя, то есть купить его, хотя они не собирались этого делать заранее.
Второй негативный момент — дети видят алкоголь на каждом шагу в продуктовом магазине. И как сказал депутат Госдумы Султан Хамзаев: «Это программирует ребенка с детства, что алкоголь — это еда». Он также отметил хитрый трюк винных магазинов — продавать чипсы и шоколадные батончики по минимальным ценам, то есть приучать детей посещать эти магазины.
Даже клинический психолог, нарколог, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Александра Изюменко уверена, что размещение алкоголя на виду создает угрозы для тех, кто пытается избавиться от алкогольной зависимости. И, конечно, это сказывается на детях и подростках. Хотя она считает, что все идет из семьи, и если родители пьют, то ребенок воспринимает алкоголь как норму.
Андрей Свинцов отметил, что предложения Александры Изюменко принудительно лечить всех алкоголиков, изымать детей из семей и проводить психологическую реабилитацию нереализуемы. «Нужно действовать постепенно, шаг за шагом, но постоянно», — считает депутат. Его законопроект предусматривает изъятие алкоголя из поля зрения покупателей в специальные закрытые зоны. Куда не будут допускать несовершеннолетних, а также в винные магазины. стр> <стр>Второй вопрос обсуждения в законопроекте — этикетки алкогольной продукции: «Представляю, сколько денег производители вкладывают в дизайн этикеток и тары, чтобы они выглядели максимально привлекательно». Султан Хамзаев предложил наклеивать на 50% поверхности тары с алкоголем информацию о последствиях употребления спиртного, по аналогии с негативной рекламой на сигаретах.
Но Александра Изюменко считает, что для подростков это может сработать в обратную сторону: «Дети — народ любопытный, и такие страсти могут только привлечь их внимание». Она пояснила, что проблема подростков в том, что они физиологически взрослые с 13-14 лет, а права взрослых получают после 20. И хотят заявить о своей зрелости. «И они воспринимают алкоголь как защиту от внешнего мира. На каком-то этапе это помогает справиться с психологическими проблемами, но потом только усугубляет их».
Султан Хаджаев подчеркнул, что это проблема, тесно связанная с демографией и сохранением населения: «В первую очередь мы должны думать о здоровье наших граждан». По данным Росстата, 58% россиян старше 15 лет употребляют алкогольные напитки хотя бы раз в год. Это 68,7 млн человек, или почти половина населения страны. По данным Всемирной организации здравоохранения, 20% россиян старше 15 лет, или примерно каждый третий из тех, кто употребляет алкоголь, подвержены «эпизодическому пьянству».