<стр>Российские вузы активно вовлекают студентов в профориентационные мероприятия. По оценкам экспертов, только 3,7% студентов отметили отсутствие подобных инициатив в своих учебных заведениях. Подробно этот вопрос изучили Андрей Покида и Наталья Зыбуновская из Центра социально-политического мониторинга Президентской академии.
Центр кадровых инноваций «Профессии будущего».
В ходе исследования было выявлено, что сегодня вузы делают акцент на встречах с потенциальными работодателями (об этом сообщили 43,2% опрошенных), стажировках и профессиональной практике (38,7% опрошенных), а также обучении и консультациях (38,2% участников опроса).
Уточняется, что в опросе, который проводился с мая по июнь 2024 года, приняли участие 82 310 студентов из 232 вузов в 74 регионах Российской Федерации. Данное исследование послужило основой для оценки профориентационной работы в образовательных учреждениях нашей страны.
стр> <стр>В ходе проведенной научной работы было выявлено, что студенты бюджетных отделений чаще участвуют в профориентационных мероприятиях, чем их сверстники на коммерческой основе. Так, 45,5% студентов бюджетной основы и только 38,1% студентов коммерческого формата обучения указали на интерес к встречам с работодателями. Такое же соотношение наблюдается в стажировках и проектном обучении. стр> <стр>Активность вузов в вопросе проведения мероприятий для будущих специалистов также зависит от региона. Лидерами по использованию инструментов профориентации стали Центральный, Приволжский и Уральский округа. А меньше всего внимания таким мероприятиям уделяется в Северо-Кавказском округе, а также в новых регионах России.стр> Иммерсивное шоу «Инженерный Фиджитал» в Московском государственном образовательном комплексе
Проведенный сотрудниками Академии анализ также выявил различия в подходах к профориентации в зависимости от направления подготовки в вузах. Встречи с работодателями наиболее популярны среди студентов инженерных и сельскохозяйственных специальностей, тогда как конкурсы профессионального мастерства чаще проводятся для студентов творческих и медицинских специальностей.
Проектное обучение, как отметили студенты, принявшие участие в опросе, особенно востребовано в сфере IT, педагогике и инженерных специальностях. Такие инструменты позволяют будущим специалистам не только закреплять полученные знания на практике, но и готовиться к реальным вызовам профессиональной среды.
В то же время ученые пришли к выводу, что не все мероприятия одинаково эффективны с точки зрения подготовки студентов к рынку труда. Например, встречи с работодателями, хотя и являются наиболее распространенными, не оказывают статистически значимого влияния на уверенность студентов в своей способности найти работу по специальности.стр> <стр>Но наиболее значимый эффект показывают стажировки, конкурсы профессионального мастерства и проектное обучение. Так, среди студентов, принявших участие в конкурсах, 69,9% уверены в своем будущем успешном трудоустройстве. У тех, у кого такого опыта нет, этот показатель обычно снижается до 34,6%.
Открытие Центра профориентации Московского метрополитена на станции «Выставочная»
Результаты исследования подчеркивают необходимость масштабирования эффективных практик в российских вузах. Вузы, активно развивающие проектное обучение и стажировки, демонстрируют лучшие показатели успеваемости студентов' готовность к трудоустройству.стр> <стр>Авторы исследования считают, что для повышения конкурентоспособности своих выпускников вузам придется адаптировать свои подходы. В этом вопросе важно учитывать как потребности регионов, так и специфику направлений обучения. Современная профориентация должна стать инструментом сокращения разрыва между образованием и рынком труда, заключают авторы работы.стр>