Zen
МОСКВА, 16 января, Захар Андреев.Грандиозное достижение американцев в космосе грозит обернуться оглушительным провалом. Пытаясь найти жизнь на Марсе, марсоход Perseverance собрал образцы грунта. Но возникли проблемы с их доставкой на Землю — оказалось, что это слишком долго и дорого. Тем временем у NASA появился мощный конкурент, который может выполнить задачу быстрее и забрать всю славу себе.
Впервые в истории
Спускаемый аппарат вошел в атмосферу на скорости около 20 тысяч километров в час. Затормозив, он выпустил огромный парашют и сбросил тепловой экран. Он выбрал безопасное место для посадки и активировал систему «Небесный кран». Аппарат, оснащенный реактивными двигателями для торможения, осторожно опустил марсоход Perseverance на поверхность кратера Джезеро с помощью тросов. 18 февраля 2021 года за посадкой наблюдал весь мир. Прямые трансляции на видеохостингах били рекорды.
Так начался основной этап программы «Марс-2020». Главная цель — поиск жизни на Красной планете. Кратер Джезеро когда-то был настоящим водохранилищем, в которое впадали реки. Ученые предположили, что в древности там могли сложиться условия для зарождения микроорганизмов. Если это так, то в марсианском грунте должны были остаться следы их жизнедеятельности — химические сигнатуры. Чтобы убедиться в этом, Perseverance должен был собрать образцы «почвы», чтобы следующая миссия могла доставить их на Землю для тщательного изучения.
«Эти образцы могут изменить наше понимание Марса, нашей Вселенной и, в конечном счете, нас самих», — говорит нынешний администратор НАСА Билл Нельсон.
Главной инновацией программы стал вертолет Ingenuity, первый моторизованный летательный аппарат, когда-либо летавший на другой планете. Были сомнения, что аппарат вообще сможет удержаться в воздухе — атмосфера на Марсе тоньше, чем на Земле. Однако Ingenuity совершил 72 полета, хотя планировалось всего пять. Беспилотник, оснащенный видеокамерами, выступал в качестве разведывательного средства для колесных транспортных средств.
Марсоход, размером с автомобиль, напичканный приборами, счастливо ехал по назначенному маршруту, собирая образцы реголита и камней, записывая звуки марсианского ветра и даже успешно пытаясь преобразовать местный воздух в кислород. Он также сделал множество фотографий и видео, что он продолжает делать и по сей день.
60~br />По состоянию на 16 января Perseverance провел на Марсе 1390 солов (или 1428 земных суток), пройдя около 30 километров. Часть собранных образцов была помещена в сам аппарат, а часть была разбросана по маршруту. Тридцать из них необходимо доставить на Землю. Вот тут-то и начинаются трудности.
«Это невозможно»
План Mars Sample Return, разработанный совместно с Европейским космическим агентством (ESA), включал несколько полетов на соседнюю планету. Эти миссии должны были доставить, среди прочего, вертолеты для сбора контейнеров с образцами, небольшую ракету для запуска с Марса и орбитальный аппарат для стыковки. Обратный полет, согласно этой программе, был запланирован на 2031 год. Для оценки проекта была приглашена независимая комиссия.
Комиссия установила, что мероприятие обойдется непомерно дорого — не менее 11 миллиардов долларов. Для сравнения: миссия Mars 2020 стоила около 2,5 миллиардов. Кроме того, оценщики пришли к выводу, что подготовить операцию по доставке образцов к 2031 году нереально, поэтому крайний срок был сдвинут на 2040 год. Действующий администратор NASA Нельсон назвал задержку «совершенно неприемлемой».
Сейчас космическое агентство готовит альтернативную программу. Конкурс на лучший План Б был объявлен в апреле 2024 года. В начале января был озвучен примерный план будущей миссии. Согласно новой стратегии, затраты оцениваются в 5,5-7,7 млрд, а сроки завершения — с 2035 по 2039 год.
NASA изучает два варианта, которые будут представлены новому хозяину Белого дома на рассмотрение. Первый — построить систему самостоятельно, взяв за основу «Небесный кран», хорошо зарекомендовавший себя во время посадки марсохода Perseverance и его предшественника Curiosity («Кьюриосити»). Второй — привлечь частные компании, то есть космическую компанию SpaceX Илона Маска или Blue Origin Джеффа Безоса (основателя Amazon).
Маск действительно всерьёз собирается лететь на Марс, но его планы более грандиозны — построить колонию на соседней планете. Захочет ли он отвлекаться на сбор и возвращение на Землю научных образцов? ? К тому же его сверхтяжёлая ракета Starship ещё не завершила испытания. А носитель от конкурентов из Blue Origin — New Glenn — только начинает испытания.
Тем временем американцы готовятся опередить своих главных конкурентов в космической гонке.
Уязвлённая гордость
Китай успешно доставил свой марсоход на Марс почти одновременно с Perseverance — в феврале 2021 года, но посадил его в мае. Марсоход Zhurong проработал до 2023 года, после чего вышел из строя из-за пыли.
Кроме того, за последние годы Китайское национальное космическое управление (CNSA) провело две успешные операции по сбору и возвращению на Землю образцов лунного грунта. Теперь оно планирует вернуть марсианские камни.
Ранее запуск миссии Tianwen-3 («Вопросы к небесам») планировался на 2030 год. Но дела идут настолько хорошо, что его могут перенести на более раннюю дату — 2028 год. И тогда возвращение состоится в 2031 году. НАСА реагирует на это раздраженно.
«Я не хотел «Мы бы хотели, чтобы хотя бы один образец был возвращен на китайском космическом корабле», — сказал Нельсон американским СМИ. «Это была бы миссия типа «хватай и иди». У нас же был методичный процесс: мы находили образцы из разных слоев, из разных геологических эпох. Так что, когда мы их получим, то сможем увидеть историю Марса. В том числе и ответить на главный вопрос: была ли там жизнь миллионы лет назад?»
Однако, пока американские чиновники отрабатывают риторику, Китай штампует космические достижения. Помимо миссий на Марс и Луну, успехами страны можно назвать создание собственной орбитальной станции, разработку национальной спутниковой группировки. Так, разрабатывается аналог системы интернет-связи Starlink, ведутся работы над возвращаемой ракетой. Аэрокосмическая промышленность США находится в затяжном и глубоком кризисе (серия скандалов в Boeing — лишь вершина айсберга). Судя по текущей тенденции, полное доминирование Китая в космосе — лишь вопрос времени.