«Они имели огромное влияние и огромную власть»
Исследования ДНК показали, что мужчины железного века покидали дома, чтобы присоединиться к своим женам и семьям. Исследование подчеркивает роль женщин в кельтской Британии и оспаривает предположения о том, что большинство обществ были патрилокальными.
тестовый баннер под заголовком изображения
От неандертальцев до королевских дворов история, кажется, полна случаев, когда женщины из кожи вон лезли, чтобы присоединиться к семьям своих мужей, но исследователи обнаружили, что в кельтских общинах Британии ситуация была иной, сообщает The Guardian.
Исследователи, изучающие ДНК людей железного века в Британии, обнаружили доказательства того, что мужчины переезжали, чтобы присоединиться к своим женам. семьи, практика, известная как матрилокальность.
Доктор Лара Кэссиди, первый автор исследования из Тринити-колледжа в Дублине, сказала, что результаты ставят под сомнение предположения о том, что большинство обществ являются патрилокальными, в которых мужчины остаются на своих местах.
«Возможно, бывают периоды, когда матрилокальность гораздо более распространена, и это оказывает действительно важное влияние на то, как мы воспринимали женщин в прошлом, их роль и их влияние на общество», — сказала она.
«У нас все еще есть эта ужасная привычка, когда мы смотрим на женщин в прошлом, видеть их исключительно в домашней сфере, с небольшой или нулевой автономией, и такие исследования показывают, что это совсем не так. Во многих обществах сегодня и в прошлом женщины имели огромное влияние и огромную власть, и приятно помнить об этом», — сказала автор исследования.
В статье, опубликованной в журнале Nature, археологи сообщают, как они изучили геномы более 50 человек, похороненных на нескольких кладбищах в Дорсете. Большинство из этих людей были связаны с дуротригами, кельтской группой, которая занимала центральное южное побережье Британии примерно с 100 г. до н.э. по 100 г. н.э.
Ранее эти места представляли интерес для экспертов не только потому, что захоронения железного века редки, но и потому, что женщины чаще были похоронены с ценными вещами, чем мужчины.
«Это предполагает тонкую разницу в статусе между мужчинами и женщинами или, возможно, даже более высокий статус захоронения для женщин», — сказал доктор Кэссиди. «Трудно сказать, что это на самом деле означает для роли женщин в обществе. Вот почему генетические данные добавляют к этому еще одно важное измерение».
Лара Кэссиди и ее коллеги проанализировали ДНК и митохондриальную ДНК — генетический материал, из которого состоят клетки, — и обнаружили, что большинство людей были связаны друг с другом.
Важно, что многие имели общую митохондриальную ДНК — генетический материал, который передается только от матери к их потомству. «Они все были потомками одной и той же женщины по женской линии», — сказал Кэссиди.
Команда утверждает, что генетические данные и результаты моделирования указывают на то, что сообщество было матрилокальным: другими словами, женщины оставались на месте, а мужчины присоединялись к группе, чтобы присоединиться к своим женам.
Этот вывод подтверждается значительным разнообразием в Y-хромосоме мужчин, при этом мужчины демонстрируют значительно более низкие уровни генетического родства с другими людьми, а также тем фактом, что мужчины с большей вероятностью имели митохондриальную ДНК, которая отличалась от широко распространенной.
Затем команда изучила ДНК из других захоронений железного века по всей Британии, снова найдя доказательства существования матрилокальных сообществ. «Похоже, в то время это было довольно широко распространено на острове», — сказал Кэссиди.
Хотя исследование не раскрывает, были ли в обществах железного века матрилинейные племенные объединения или предполагают, что они были матриархальными, результаты действительно предлагают новое понимание этих обществ.
«Матрилокальность — это мощная сила для социальных и политических прав и возможностей женщин», — сказал Кэссиди, отметив, что если бы женщины остались на месте, у них было бы больше шансов унаследовать землю, управлять ею, участвовать в местной экономике и оказывать влияние.
В сопроводительной статье доктор Гвидо Альберто Гнекки Русконе из Института эволюционной антропологии Макса Планка отметил, что результаты исследования перекликаются с римскими писаниями, в которых кельтские женщины изображались как Боудикка как влиятельные фигуры. «Хотя римские писатели часто описывали эти общества как экзотические», — писал он, «генетические доказательства, представленные Кэссиди и его коллегами, подтверждают некоторые из их утверждений об особой роли женщин в кельтской Британии».