GENERICO.ruНаука«Наша система мониторинга разрушена»: ученые рассказали о загрязнении российских рек

«Наша система мониторинга разрушена»: ученые рассказали о загрязнении российских рек

Проблемы сохранения и восстановления водных ресурсов страны обсудили в Российской академии наук

Нехватка воды в ряде регионов России и высокий уровень загрязнения водоисточников представляют угрозу национальной безопасности. Во многом это связано с глобальным потеплением. Пути решения проблемы ученые обсудили 30 января на международной конференции в РАН «Водные ресурсы в климатической политике многополярного мира», в которой принял участие обозреватель МК.

Проблемы сохранения и восстановления водных ресурсов страны обсудили в РАН

Лучшим решением проблемы адаптации к меняющемуся климату, по мнению ученых, является наведение порядка в наших водоемах. А с ними, хотя Россия и занимает второе место в мире по возобновляемым водным ресурсам, не все гладко и благополучно. Во-первых, территория, на которой они расположены, неоднородна, находится в разных климатических зонах, в общем, — в одном месте — засуха, в другом — наводнение. Во-вторых, много трансграничных водоемов, что ставит вопросы о справедливом распределении ценных ресурсов. И, в-третьих, мы пока не научились максимально рационально их использовать.

Что касается озер, «голубых глаз Земли», то, по словам члена-корреспондента РАН Николая Филатова, их состояние за 30 лет не улучшилось, хотя систему самовосстановления никто не отменял. Но, судя по всему, она справляется не очень хорошо. По данным международной экспертной группы, оценившей состояние 500 озер, «голубые глаза» больше всего «замутнены» глобальным потеплением, промышленной и антропогенной нагрузкой, микропластиком. А наши Ладожское и Онежское озера в последнее время нездоровы из-за большого количества форелевых хозяйств.

– С одной стороны, хорошо, что из наших озер поступает на рынок много форели, – рассуждает Филатов, – но плохо, что чрезмерная нагрузка, корма, всякие добавки, которые добавляются в аквакультуры, наносят вред водоему.

  Главной причиной порой катастрофического загрязнения рек, по мнению ведущего гидролога страны, члена-корреспондента РАН Виктора Данилова Даниляна, является отсутствие системы мониторинга.

– У нас крайне низкая достоверность информации о степени загрязнения рек и озер, – говорит Виктор Иванович. По его словам, если предприятия отчитываются о мерах по сохранению водоемов, то они «лгут с поразительной систематичностью». Кроме того, многие мелкие предприятия находятся вне системы отчетности. Есть такой трюк – крупные компании, чтобы не платить штрафы, делятся на несколько мелких и полностью уходят из поля зрения систем контроля и учета.

   Но, как ни странно, основным источником загрязнения вод являются не предприятия, а так называемые диффузные загрязнения, на долю которых приходится более половины всех случаев. Это стоки с сельскохозяйственных полей, причалов, дорог. Исторически этот вид загрязнения в нашей стране никогда не отслеживался. Если какие-то меры и принимаются, то только в индивидуальных хозяйствах.

Малые реки, питающие крупные артерии, по словам Данилова-Данильяна, порой настолько загрязнены, что стоимость очистки их воды сопоставима с опреснением морской воды!

– Когда мы говорим о Волге, мы обычно имеем в виду речной бассейн – то есть систему реки и ее притоков первого порядка (реки, впадающие в Волгу), второго порядка (впадающие в реки первого порядка и т. д.). Крупные реки имеют семь порядков притоков. Так вот, если говорить о самой Волге, то мы в целом оцениваем ее загрязненность на среднем уровне, а вот с притоками дела обстоят очень плохо. Хуже всего на средней Волге, где в нее впадают ее главные притоки – Ока и Кама, несущие с востока и запада много грязи, а в верховьях реки есть проблемные участки.

  К счастью, реки, как и озера, обладают способностью к самоочищению. Удивительно, что на самом нижнем участке, где Волга впадает в Каспийское море, она чище, чем средняя Волга. <стр> <стр>— Система станций, следящих за чистотой рек, существовала в нашей стране до 2000 года, пока существовал Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. Но затем указом президента страны она была расформирована, а вместе с ней исчезли и государственные контрольно-аналитические станции, которые, кстати, измеряли уровень загрязнения не только воды, но и воздуха, и почвы. А если посмотреть на советские времена, то система контроля за водами была поставлена ​​на самый высокий уровень — пробы воды брались раз в неделю на всех основных участках рек и их притоков. Сейчас этого просто нет.

– Серьезная проблема с этим только в Калмыкии — до Элисты уже семь лет идет водопровод. Что-то пересматривают и пересчитывают, сначала хотели в земляном канале провести, потом часть решили в трубы засунуть, а в итоге водопровода до сих пор нет.

Что касается вододефицитных территорий, то это степной Крым, Курганская, Оренбургская, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Донецкая, Запорожская и Херсонская области.

– Работает не так, как раньше, потому что Каховское водохранилище, как вы знаете, спустили. Но теперь оно используется как распределительная сеть для переброски воды в хозяйства из крымских водохранилищ. Кстати, воду в Крым можно подавать из Днепра по трубам — просто закачивать в канал.

– У них своя система водоснабжения. Херсон питался из Северо-Крымского канала, остальные республики — из водохранилищ, расположенных между Доном и Днепром. Некоторые из них сейчас также повреждены, поэтому жители ощущают нехватку воды.

– К счастью, нам это не грозит, по крайней мере в обозримом будущем. Но дело в том, что изменение климата влияет на водообеспеченность. Например, доказано, что водообеспеченность Дона за последние 30 лет упала на 30 процентов. Но он протекает в степной и лесостепной зонах, где влага не задерживается, как в нашей лесной зоне. Например, Волга вся водосборная площадь находится в лесах, поэтому количество осадков не уменьшается, а наоборот, из-за глобального потепления увеличивается.

Но если заглянуть в более отдаленное будущее, то со временем, из-за глобального потепления, наши леса тоже начнут постепенно смещаться на север. Тундра уже начинает отступать (на нее наступает лесотундра), а на лесотундру с юга наступают тайга и лесостепь…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории