Ключевая ставка в России остается на уровне 21 процентов
Россия вот уже полгода живет при ключевой ставке в 21%. С лета 2023 года ЦБ РФ постоянного повышал этот показатель и довел его с первоначальных 7,5% до текущего уровня к октябрю прошлого года, после чего ужесточение денежно-кредитной политики было поставлено на паузу.
Shatokhina Natalia/news.ru/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
На последнем заседании Совета директоров регулятора в марте рынку был дал умеренно-жесткий сигнал. Однако апрельское решение Банка России доказывает: пока на снижение «ключа» пока рассчитывать не стоит. О том, что это означает для курса рубля, кредитов, депозитов и кошельков россиян, «МК» выяснил у экспертов.
«Для сохранения ставки на уровне 21% есть веские основания. Мартовская годовая инфляция в 10,34% превышает февральский показатель в 10,06%, что указывает на сохраняющееся инфляционное давление в экономике.
При принятии решения ЦБ РФ руководствовался в первую очередь динамикой цен и инфляционных ожиданий. А последние в апреле выросли до 13,1%. Высокие ожидания создают самоподдерживающийся эффект, когда население и бизнес заранее корректируют цены и финансовое поведение исходя из ожидаемого роста цен. Регулятор стремится «заякорить» эти ожидания через жесткую денежно-кредитную политику.
Курс рубля также остается важным фактором, но его влияние ограничено из-за отсутствия полноценного валютного рынка после введения санкций против Московской биржи. Сейчас курс в большей степени определяется балансом между операциями экспортеров и импортеров, чем денежно-кредитной политикой ЦБ РФ. Учитывая, что курс доллара снижался до 81 рубля, то регулятор наверняка это примет во внимание. Укрепление рубля — это временное сдерживание инфляции.
Геополитическая обстановка и санкционное давление создают дополнительные риски для экономики России. Цены на нефть и ситуация с мировыми торговыми конфликтами имеют второстепенное значение в текущих условиях, но тоже находятся в поле зрения регулятора как факторы, влияющие на инфляцию в средне- и долгосрочной перспективе.
Стоит отметить структурные дисбалансы российской экономики: дефицит рабочей силы, рост заработных плат и высокий потребительский спрос при ограниченном предложении. Эти факторы создают дополнительное инфляционное давление, которое Центробанк вынужден учитывать при определении уровня ключевой ставки.
При таких условиях сохранение ставки на уровне 21% представляется наиболее взвешенным решением, позволяющим поддерживать жесткие денежно-кредитные условия для достижения целевого уровня инфляции в 4% к 2026 году, не создавая дополнительного давления на экономическую активность повышением ставки».
«Текущая ключевая ставка представляется вполне достаточной для постепенного достижения Банком России таргета по инфляции в 4% годовых. Однако это может потребовать достаточно длительного периода её поддержания на таком уровне. Напомню, что в конце апреля будет полгода, как ЦБ РФ её не меняет. Для сравнения: ФРС США понадобилось чуть более года для того, чтобы убедится в устойчивости тренда по снижению инфляции и начать смягчать свою денежно-кредитную политику. Конечно, причины роста цен в двух странах разные, однако данное сопоставление даёт понять, что ключевая ставка в принципе затормаживает экономику достаточно медленно.
Теоретически считается, что между повышением ключевой ставки и её полноценным влиянием на экономические процессы проходит 3-6 месяцев. Ещё примерно столько же требуется, чтобы Центробанк убедился в устойчивости тренда. Таким образом, я бы не ожидал снижения ключевой ставки в России весной: в апреле ЦБ РФ оставил её без изменений, в мае же планового заседания совета директоров проводиться не будет. Однако уже летом может появиться интрига в виде возможного смягчения политики регулятора».
«Регулятор сохранил ставку на уровне 21%, поскольку по-прежнему есть некоторый баланс в проинфляционных и дезинфляционных рисках. На данный момент обстановка в экономике все еще неоднозначная. С одной стороны, наблюдается нормализация кредитования, замедление темпов роста потребительских цен и снижение инфляционных ожиданий населения и бизнеса, что как будто открывает возможность к рассмотрению понижения ставки. Однако, мы полагаем, что пока данных недостаточно для того, чтобы с уверенностью констатировать устойчивость дезинфляционной тенденции.
В частности, фактор укрепления рубля в начале года выступает одной из причин замедления темпов роста потребительских цен, однако возвращение рубля на траекторию ослабления, что мы ожидаем в перспективе второго полугодия 2025 года, может отчасти нивелировать текущие признаки охлаждения инфляции. Вместе с тем, сохраняется бюджетный импульс на фоне повышенных госрасходов при слабых темпах роста доходов вследствие проблем с экспортом из-за негативной динамики на рынке нефти ввиду неопределенности развития мировой экономики.
Банку России также важно не «передержать» высокие ставки, важно «остудить» перегретую экономику, но не ввести ее в рецессию. На данный момент мы не видим существенных рисков в отношении экономики ввиду высоких ставок, за исключением сектора недвижимости.
В случае, если курс отечественной валюты будет оставаться в пределах наших прогнозов, на уровне 95 рублей за доллар США к концу второго квартала, то для повышения ставки регулятора не возникнет оснований. Наоборот, будут преобладать основания для снижения ставки в целях сохранения экономического роста. Мы прогнозируем, что ключевую ставку на заседании в июне могут снизить на 2% — до 19%.
Высокие ставки — это позитив для рубля, поскольку они повышают привлекательность рублевых сбережений. Но в целом высокие ставки в экономике — это негатив, поскольку жесткие монетарные условия ухудшают возможности для развития бизнеса. Таким образом, компаниям становится все дороже обслуживать текущие долги, и, тем более, открывать новые кредитные линии».
«Инфляция в марте постепенно начала замедляться, хотя в годовом выражении это пока не так заметно, как в помесячном. Росстат даже фиксировал в марте не только замедление роста, но даже снижение цен на некоторые продукты питания, например, на куриные яйца. Укрепление рубля и ожидание притока в Россию товаров из Китая в связи с повышением пошлин на китайские товары в США могут повлиять на замедление роста и даже на снижение цен на некоторые виды импортных товаров, а это также должно способствовать замедлению инфляции. Тем не менее, по итогам марта годовая инфляция в России выросла до 10,3% — это высокий уровень, и поэтому, на наш взгляд, до долгожданного решения ЦБ РФ о снижении ключевой ставки ещё далеко.
Влияние решения ЦБ РФ на курс рубля часто бывает парадоксальным, скорее всего, потому, что если решение регулятора совпадает с ожиданиями рынка, то рубль реагирует уже на другие факторы: например, на сигнал рынку в сопроводительных комментариях регулятора.
Мы подтверждаем наш прогноз, что при оптимистичном сценарии развития событий вне и внутри страны Россия может завершить 2025 год с ключевой ставкой в 19-19,5% годовых.
Сохранение ключевой ставки без изменений не должно сильно повлиять на проценты по кредитам и вкладам, хотя в крупнейших банках уже есть тенденции к постепенному снижению процентов по вкладам, а некоторые банки даже начали постепенно снижать проценты по коммерческой ипотеке. И после апрельского решения ЦБ РФ эта тенденция может усилиться. Сохранение ключевой ставки уже охладило кредитный рынок, по крайней мере, выдачи ипотеки банками в первом квартале 2025 года сократились в годовом выражении, по разным оценкам, на 40-44%. Значит, и на замедление инфляции ключевая ставка постепенно влияет».