GENERICO.ruСпортАверины и Крамаренко нашли здесь любовь: Москва увидела шедевр Винер

Аверины и Крамаренко нашли здесь любовь: Москва увидела шедевр Винер

Любовь Авериных и Крамаренко, выдающийся Кондратюк, вокал Костомарова и множество драматичных деталей. Спорт рассказывает, как Ирина Винер превратила гала-концерт к 80-летию победы в Великой отечественной войне в настоящий шедевр, скрестив художественную гимнастику и фигурное катание.

Путешествие в трагическое прошлое
Никогда еще во Дворце гимнастики Ирины Винер не было так холодно — дух от залитого в центре катка для спектакля «Лед. Пламя. Победа!» идеально совпал с температурой аномально морозного мая 2025-го.

Винер запрещает называть свои концерты словом «шоу». Спектакль тут действительно более уместно. Три часа, два отделения и один антракт — как в настоящем балете в Большом театре. Перед вторым отделением прозвучали три звонка по театральной традиции.

Спектаклю предшествовала самая масштабная подготовка, какую только можно представить — вместо одной трибуны во Дворце гимнастики теперь стоит трехуровневая сцена. На возвышении — оркестр и хор. Посередине — помост с ковром. Внизу — миниатюрный каток.

На всех трех сценах одновременно находится не меньше полусотни артистов и музыкантов, а в самых массовых сценах, по ощущениям, больше сотни. С потолка сыпется искусственный снег, в лучах прожектора очень похожий на настоящий. Лучи напоминают зенитный свет — те самые световые столбы, бьющие в небо. В кульминационные моменты на сцене с потолка и из пола вырываются огненные струи.

Драматургия спектакля строится на трех лирических сюжетных линиях с Диной и Ариной Авериными и Лалой Крамаренко в главных ролях. Еще в мирное время девушки знакомятся на катке в тремя юношами — Димой, Володей и Артемом. Их роли исполняют олимпийский чемпион Дмитрий Соловьев, серебряный призер Олимпиады Владимир Морозов и гимнаст Артем Василов. Почти новогодний снегопад, трогательный вальс и кружащиеся на льду беззаботные пары стали отправной точкой путешествия в трагическое прошлое.

Монументализм от Винер
Едва зародившиеся несмелые чувства переживают страшное испытание начавшейся войной. Дина прощается с летчиком Димой, Арина — с моряком Володей, а Лала пишет письма танкисту Артему. Увидятся ли они еще когда-нибудь? Смогут ли обнять и поцеловать друг друга? Когда закончится война? Все волнующие их мысли влюбленные умещают в нежные строки на грубоватой коричневой бумаге.

Письма и строки тут упомянуты не для красного словца, в сценарии действительно есть фронтовые треугольники с ласковыми словами от девушек для своих героев, и такие же треугольники — от героев для любимых. Эти письма проникновенно озвучены самими гимнастками, так что Авериным пришлось попробовать себя не только в роли фигуристок, но и поработать актрисами. Для Крамаренко это тоже новый опыт.

Действие спектакля идет сразу в нескольких измерениях — с соблюдением временной хронологии, территориальной точности знаковых сражений войны, с вниманием ко всем родам войск и тем, кто боролся за мир и победу в тылу. На больших экранах по обе стороны зала показывали кадры документальной хроники, солдатские письма и графику с Вечным огнем, Мамаевым Курганом, Севастополем. Шествовала череда лиц Бессмертного полка.

За постановку ледовых номеров отвечал Илья Авербух, за гимнастическую часть — Екатерина Сиротина. Ирина Винер же собрала все это воедино, добавив патетики и монументализма, как того требует сакральность темы. Музыкальное сопровождение, глубиной голосов и медью труб пробирающее до мурашек, — вотчина Хора Сретенского монастыря, оперной звезды Хиблы Герзмавы, группы Кватро и многих других великолепных музыкантов.

Мало кому из фигуристов досталась такая простая форма похвалы от Ирины Александровны, как упоминание имени после выступления, хотя хороших номеров было много. Даже олимпийская чемпионка Аделина Сотникова этого не удостоилась — она была ледовой солисткой в номере про блокаду. На этом фоне выделяется Марк Кондратюк — его Ирина Александровна не только представила зрителям, но и сказала «Браво!». Кондратюк катался под песню Нины Ургант «Батальон», и это был выдающийся по эмоциональности и музыкальности номер. Трудно поверить, что этот же человек блестяще выступает под дабстеп. Также Винер назвала по именам Алексея Ягудина, Дмитрия Соловьева, Владимира Морозова, Оксану Домнину с Максимом Шабалиным и некоторых других фигуристов.

Крамаренко летала без страховки
Ирина Александровна, как обычно, была сурова на генеральной репетиции — удалось одним глазком ее посмотреть. Досталось всем: осветители никак не могли понять, чего от них хочет главный режиссер, Лала Крамаренко взяла со сцены не то письмо — свернутый треугольник вместо раскрытого листа, и попадала под гнев Ирины Александровны: мол, как ты можешь брать треугольник, ты же только что прочла письмо, а значит, развернула его! Смысловая неточность недопустима.

Даже олимпийскому чемпиону Алексею Ягудину Винер на репетиции сделала замечание из-за легкой неразберихи во время номера «Смуглянка»: «Великий Ягудин, не путаться, все внимание на тебя!».

В номере «Журавли» Лала Крамаренко летала под потолком вместе с Артемом Василовым без какой-либо страховки, держась за ремень только одной рукой в петле. Хорошо, что ее партнер — профессиональный цирковой артист, иначе Винер вряд ли доверила бы ему свою ученицу на такой высоте. Песню исполнял Роман Костомаров, а на льду в гимнастерке и галифе катался Алексей Ягудин. Очень мощное впечатление оставил этот номер — стало понятно, что герои Лалы и Артема погибли, а их души заняли свое место в журавлиной стае.

Винер не дает артистам расслабляться ни на минуту, как настоящий театральный режиссер — когда Крамаренко на репетиции пыталась поднять со сцены свой реквизит уже после выступления, тренер крикнула ей: «Не ходи тут, не наклоняйся! Ты неживая! Дома будешь убираться!» Выпасть из образа нельзя, если даже музыка уже доиграла, а свет погас — эти стандарты точно откуда-то из искусства Станиславского. Поняв, что хотела от нее Винер, в самом концерте гимнастка прожила историю своей героини от первой до последней секунды.

Символично, что песня «Журавли» прозвучала уже после обращения Юрия Левитана о безоговорочной капитуляции фашистской армии, которое тоже было вписано в канву спектакля. Неизмеримая радость победы даже спустя 80 лет идет рядом с бесконечной скорбью о тех, кто отдал свою жизнь в самой страшной войне в истории человечества. Помнить о них и хранить мир — наша важнейшая обязанность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории