В 90-х в Рязани город делили несколько преступных группировок. Развернулась настоящая война, исход которой во многом решил один человек — футболист, переквалифицировавшийся в киллера.
Подорвал сам себя и не сдал боссов
В первой половине 1990-х наибольшее влияние в Рязани имели две группировки — «слоновская» и «айрапетовская». Вторая называлась по фамилии лидера — Виктора Айрапетова, также известного как Витя Рязанский. Айрапетов — в прошлом спортсмен, имел разряд и прошлое в единоборствах. В 1993 году группировки не поделили очередную фирму. Разбираться вышли боссы — Айрапетов избил Вячеслава Ермолова по прозвищу «Слон», который был формально вторым человеком в группировке. Этот эпизод запустил войну между ОПГ, заметные роли в которой сыграли сразу несколько спортсменов.
«Слоновские» не могли не отомстить за Ермолова. В ноябре того же года они накрыли «айрапетовцев» в одном из баров и расстреляли восьмерых человек. В том же заведении был и сам Рязанский, но ему повезло — с места бойни он скрылся невредимым.
В ответ его «бойцы» убили фактического лидера слоновской группировки Николая Максимова — бывшего водителя рязанской прокуратуры. Айрапетов на этом не остановился. Он разработал план, по которому планировал убрать всю верхушку вражеской группировки сразу в одном месте — на похоронах Максимова.
Доверили это дело бывшему футболисту Сергею Маникину. Он несколько сезонов выступал за рязанское «Торпедо» на позиции крайнего защитника. В 1991 году футболист отправился в «Сахалин», где отыграл еще два года, а затем с футболом завязал. После возвращения в Рязань он поддерживал близкие отношения с членами группировки Айрапетова. Те хотели уничтожить «слоновских» без улик, которые могли бы напрямую указывать на членов банды.
Маникину поручили подорвать церковь, в которой 3 апреля 1994 года проходило отпевание Максимова. Задание, казалось бы, простое — зайти в храм, оставить в нем чемодан и уйти.
«
«Ему пообещали машину просто за то, что он оставит в церкви дипломат, — объяснял Sports.ru отставной следователь Дмитрий Плоткин, возглавлявший в те годы расследование слоновской банды. — Кнопку должен был нажать другой человек. Когда Маникин приехал, там было много машин — люди приехали из Тамбова, из Питера, из Тольятти, из Москвы. Кто-то вышел из машины и нажал сигнализацию, а у Маникина на устройстве не было полосового фильтра, чтобы частота не совпала. Ему ноги оторвало, одна повисла на дереве. Хорошо, что рядом никого не было».
Чемодан взорвался в руках у Маникина за 150 метров до входа в храм. На взрыв из церкви вышли некоторые из собравшихся. Увидев, что Маникин еще жив, они предложили ему назвать имя заказчика, пообещав в таком случае позвонить в скорую. Экс-футболист промолчал. Он скончался через несколько минут.
Футболист стал киллером «по особым поручениям»
Постоянные нападения двух группировок друг на друга виделись бандам помельче шансом усилить свое влияние в городе. Тут в дело вступил еще один бывший игрок рязанского «Торпедо» Леонид Степахов. Он выполнял поручения «слоновских» по устранению именно таких конкурентов.
Спортивная карьера Степахова закончилась быстро — на его счету всего 11 матчей в третьем дивизионе чемпионата СССР. Возможно, он поиграл бы и подольше, если бы не проблемы с законом. В 19 лет Степахов получил условный срок за кражу, некоторое время спустя — три года за мошенничество. Со слоновской группировкой он был связан через дружбу с бригадиром банды. Со временем экс-футболист стал их штатным киллером, причем, по словам Плоткина, он работал лишь «по особым поручениям».
Одним из бандитов, планировавших «подмять» Рязань, был Дмитрий Кочетков — владелец магазинов «Встречная торговля». Служил в ВДВ, по старым связям привез в город внушительное количество оружия, а «защищать» его должны были чеченцы. Не помогло — в ноябре 1994 года Степахов расстрелял Кочеткова девятью пулями.
Бывший футболист продолжал дело. За следующий год он убил лидера архиповской банды Александра Архипова, затем — его преемника. Считается, что Архипова подставил его близкий друг. Машину авторитета расстреляли из автоматов, когда тот возвращался из больницы.
В тот же период времени Степахов ликвидировал Сергея Чекирова, который был главным по Рязанскому мясокомбинату. А в ноябре 1995-го труп мужчины с простреленной головой на Рязанском шоссе опознали как Виктора Айрапетова. Ходили слухи, что главарь банды подстроил собственную смерть, чтобы скрыться, но тело похоронили под его именем. Больше у «слоновских» не осталось конкурентов в городе.
Получил 15 лет и вышел по УДО
Группировка Ермолова не стеснялась собирать «дань» прямо на центральном стадионе Рязани. Милиция ничего не могла поделать — не было проверенных методов борьбы с членами банды. Плоткин рассказывал, что любое дело сразу «рассыпалось» — свидетели пропадали, а потерпевшие меняли показания. Но в сентябре 1996 года нескольких участников группировки взяли с поличным при получении выкупа за похищенного бизнесмена.
Задержанные бандиты сдали подельников, и по «слоновским» прокатилась волна арестов. Среди задержанных оказался и Степахов. На допросах его называли по прозвищу — «Пузырь».
«
"В Рязанском облсуде не было зала, который вместил бы всех участников процесса по "слоновскому" делу, — вспоминал Плоткин. — 22 человека, на каждого трое конвоиров, один-два адвоката. 100 человек уже. Пять прокуроров, три судьи. Еще и потерпевшие — живых было 130, что ли. Свидетелей около полутора тысяч. В итоге пошли в спортивный зал учебного центра МВД. Сварили новую огромную металлическую клетку и поставили там".
Степахова признали виновным в шести убийствах и приговорили к 15 годам тюрьмы. До 1996 года за подобные преступления могли назначить смертную казнь, но после ее фактической отмены максимальным сроком по старому УК значились 15 лет.
«
«Кого из хороших людей мы убили?» — спрашивал у следователей экс-спортсмен на допросах.
Степахов не провел за решеткой полный срок. Его выпустили в 2004-м — адвокат киллера добился права на УДО благодаря лазейке в законодательстве. На свободе он пробыл недолго. По словам Плоткина, после освобождения Степахов позвонил в УБОП и радостно сообщил, что его освободили.
Его снова задержали в 2006 году в Коломне — протест рязанской прокуратуры на освобождение Степахова был удовлетворен. Во время ареста Степахов выходил из автомобиля Audi A8, а на шее у него был дорогущий медальон с камнями. По его словам, все время после выхода из тюрьмы он жил на бабушкину пенсию.
По словам Плоткина, Степахов снова освободился в начале 2010-х и «нормально устроился» — завел семью и стал верующим человеком.
«
«Разное было по молодости… — подытожил Плоткин. — Годы идут, дети, как говорится, выросли. Человек отбыл наказание. Занимается предпринимательством и живет обычной жизнью».