GENERICO.ruСпорт"Выживет ли девочка?": почему альпинистку еще не эвакуировали с пика Победы

«Выживет ли девочка?»: почему альпинистку еще не эвакуировали с пика Победы

Российская альпинистка вот уже несколько дней лежит на пике Победы со сломанной ногой, без запасов еды и кислорода. Точно неизвестно, жива ли она еще. Неужели нет никаких способов оперативно добраться до 47-летней Натальи Наговициной и спасти ее? Обыватели недоумевают, но на главный вопрос Спорт ответили профессионалы.

19 августа стало известно, что обездвиженная альпинистка ждет помощи на высоте в 7200 метров. Попытки оперативно эвакуировать девушку одна за другой завершались неудачей. Один из прибывших на помощь альпинистов – итальянец Лука Синигалья – погиб от отека мозга. До этого, правда, успел снабдить попавшую в беду коллегу палаткой, спальным мешком, газом и продуктами. Отправленный к пику вертолет вооруженных сил Киргизии из-за погодных условий совершил жесткую посадку. Наталья продолжала оставаться в ожидании. Близкие надеются на чудо.

Почему не эвакуировать вертолетом?
Многие задаются вопросом, почему же нельзя отправить вертолет прямо к месту, где лежит Наговицина? Все очень просто. Она находится на такой высоте, где двигатель просто не сможет функционировать. На семи тысячах метров воздух менее плотный, отсюда и потеря мощности аппарата. Как следствие – значительное уменьшение подъемной силы. «Вертолет максимально поднимается на 5000 м, — подтвердил вице-президент Федерации альпинизма России Александр Пятницин. — Выше работать не может. Скорость винта и мощность двигателя не позволят удерживать такую массу в воздухе на подобной высоте».

19 августа группа из четырех человек все же отправилась в спасательную экспедицию. Но к пятнице они добрались лишь до лагеря на высоте в 6400 метров. Впереди – пик Важа Пшавела, называемой «Западной Победой». Оттуда – гребень и сам основной пик Победы. На их преодоление понадобится еще не менее двух дней. Скорее всего, даже больше. Да и состав группы не внушает оптимизма. Такого количества людей попросту не хватит, чтобы вытащить Наговицину.

«Нужно тридцать отлично подготовленных людей, — уверяет Пятницин. — Уровня мастеров спорта, кандидатов в мастера. Альпинисты, прошедшие особую подготовку, которые имеют навыки высотных восхождений. Готовые спасать людей. У нас не наберется столько в одном месте. Надо готовиться заранее».

Сам Пятницин в советские времена участвовал в подобной операции. Речь об истории с эвакуацией погибших ростовских альпинистов с пика Октябрьской революции. Тогда задача была выполнена, но в ней принимало участие 45 человек. Готовились год. Спуск тел занял 55 дней.

Пик Победы – сложнее «восьмитысячников»
Вообще, высота пика Победы в 7,5 тысяч метров не должна никого обманывать. Да, это не «восьмитысячник». Но это самый северный «семитысячник» на планете с абсолютно непредсказуемой погодой, на что и указывает Пятницин: «Вот на экваторе более благоприятная погода. А чем севернее, тем суровее условия. И Победа по уровню сложности для организма человека, по погодным условиям сопоставима с «восьмитысячником». На Кавказе на 3-4 тысячах лед и снег. А в Гималаях на 5200 м растут цветы на лужайке под Эверестом».

Еще одна особенность пика Победы – высокая лавинная опасность. Альпинист и профессиональный гид Руслан Колунин в одной из статей вспоминал о характерных «полках» на маршруте к вершине: «Снег постоянно сдувается со скал и копится на этих полках – они лавиноопасны. Вроде и снегопада нет, а снег все равно собирается. Даже если сегодня вы в этом месте сдернули лавину, не думайте, что завтра в этом же месте лавина не сойдет вновь. Это одна из непонятных мне особенностей пика Победы, на этой горе неважно, есть снегопад или нет, лавинная опасность всегда присутствует».

Одно из самых непростых мест на пути спасателей – трехкилометровый гребень, тянущийся от Важи Пшавела до Победы. Это понижение высоты почти на 400 метров, а затем крутой подъем. Местами — острый снежный «нож». Идешь одной ногой в Киргизии, другой – в Китае. По самым скромным подсчетам только на данном участке навсегда осталось не менее двадцати тел. Пятницин считает: шансы преодолеть этот отрезок с носилками равны нулю, но нужно если и не эвакуировать, то хотя бы снабдить Наталью кислородом.

«Придется идти таким образом, чтобы с одной стороны не сбить карниз. А с другой стороны – не подрезать склон и не улететь в лавине. А как можно недвижимого человека перемещать по этому склону? Там нет прямой дороги. Это нереально. Как по стене дома маятником передвигать тело. С окна на окно. Не, ну можно такую задачу поставить, конечно. Но этот «дом» — три километра».

«Гора эта сурова еще и тем, что рядом пустыня Такла-Макан, — объяснял Колунин. — Грозовой фронт очень быстро формируется над пустыней, а рядом каких-либо высоких гор кроме массива Победы нет. Непогода просто ударяет в Победу, принося на нее сильные ветра и обильные осадки».

«Умер из-за резиночки»
Специалисты сходятся во мнении: Наговицина была не готова к горе такой сложности. Ее предупреждали: еще рано. Но она все равно нашла гида, заплатила ему и пошла на пик. Пятницин одной из главных проблем называет то, что люди в России попросту не хотят заниматься спортивным альпинизмом. «Думают, что можно и так залезть куда угодно». Не обладают теми знаниями, которые профессионально преподаются в клубах. А ведь официальные школы для альпинистов есть по всей стране.

«Сейчас с кислородом можно хоть в космос взойти. Люди надели маску, закинули рюкзаки на шерпов. Те им и нос вытирают, и на Эверест тянут. А потом многие думают, что куда угодно можно взойти неподготовленным».

Любая даже мельчайшая оплошность в подобных экспедициях может стоит жизни. И таких примеров огромное множество. Когда даже какая-то упущенная мелочь приводила к трагедии. Даже для настоящих профессионалов, не говоря уж об альпинистах-любителях.

«Можно умереть просто из-за того, что не пристегнул варежки, как детишкам резиночкой их цепляют — рассказывает Пятницин. — У нас был случай на чемпионате СССР. Говорили: «Ну, прикрепи перчатки». А он не прикрепил. Был шквальный ветер, сорвало их с рук. В течение секунд руки побелели. И не смог пройти двухметровый маленький участок. До вершины было 40 метров, а он остался. Пришлось переночевать. А утром умер. Из-за резиночки. Опыт нужен во всем».

Остается надеяться, что Наговицина обладает необходимыми знаниями и опытом по выживанию в экстремальных условиях. Ведь бывали случаи успешных операций на подобных высотах. Например, история с Александром Гуковым, спасенным с пакистанской вершины Латок-1 в 2018 году. Его напарник Сергей Глазунов сорвался и погиб, а Гуков продержался на высоте 6000 десять дней и дождался эвакуации. Пятницин прекрасно помнит тот случай: «Все думали, что все, а Саша остался жив. Не знаю, хватит ли опыта у этой девочки выжить. Тем более со сломанной ногой».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории