GENERICO.ruПолитикаЗеленский дрожит: напарник Трампа жестко критикует официальный Киев

Зеленский дрожит: напарник Трампа жестко критикует официальный Киев

Феномен сенатора Вэнса: нам в России еще рано «бросать шапки в воздух»

Удивительное рядом – вернее, совсем не рядом, но это неважно. Напарник Трампа на выборах, кандидат от Республиканской партии на пост вице-президента США, сенатор Джеймс Вэнс, которому еще нет и 40 лет – жесткий оппонент официального Киева и сторонник поворота Америки к прагматичному и разумному курсу в отношении Украины. Новость не просто хорошая, она очень хорошая. Но приведет ли эта очень хорошая новость к каким-либо практическим политическим последствиям? Это большой вопрос, ответа на который, к сожалению, придется ждать довольно долго.

Феномен сенатора Вэнса: нам в России еще рано «бросать шапки в воздух»

Сначала несколько цитат из статьи будущего кандидата в вице-президенты США, опубликованной в The New York Times совсем недавно, в апреле этого года. Джеймс Вэнс о своем отношении к переговорам между Москвой и Вашингтоном как способу положить конец украинскому кризису: «Белый дом снова и снова заявлял, что не может вести переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Это абсурд. У администрации Байдена нет жизнеспособного мирного плана, который дал бы украинцам шанс выиграть эту войну. Чем скорее американцы поймут эту правду, тем скорее мы сможем навести порядок и начать посредничество в мирных переговорах».

Сенатор Вэнс о тех, кто утверждает, что конфликт на Украине приносит экономическую пользу Соединенным Штатам: «Сторонники американской помощи Украине утверждают, что это благо для нашей экономики, поскольку создает рабочие места на заводах, производящих оружие. Но наши интересы национальной безопасности могут — и часто так и есть — отличаться от наших экономических интересов. Идея о том, что мы должны продолжать кровавую и ужасную войну, потому что это выгодно для нашего бизнеса, абсурдна». Напарник Трампа о своей позиции по американской финансовой помощи Киеву: «Я выступаю практически против любого предложения, которое позволило бы Соединенным Штатам продолжать финансировать эту войну».

Именно людей с такими взглядами Москва давно хотела видеть в главных офисах американской столицы. И теперь есть реальный шанс, что хотя бы один носитель таких взглядов поменяет звание сенатора на звание вице-президента. Вероятность победы Трампа (и, соответственно, человека номер два в его команде) на ноябрьских выборах сейчас выглядит ошеломляющей. Конечно, многое еще может измениться в ходе президентской гонки до последнего месяца этой осени. Но давайте попробуем смоделировать, что произойдет, если прогнозы о победе Трампа сбудутся.

Итак, январь 2025 года. Джеймс Вэнс официально приведен к присяге в качестве вице-президента США. Что дальше? В том-то и дело: у нас нет возможности предсказать, что произойдет дальше. У вице-президента есть только полномочия, делегированные ему президентом. Второе по значимости лицо в Белом доме не входит в то, что на американском политическом жаргоне называется цепочкой команд. Фактически он просто очень высокопоставленный советник, который в зависимости от своих личных качеств, личного опыта и, что самое главное, личных отношений с президентом может быть либо сверхвлиятельным (вице-президент Дик Чейни при президенте Джордже Буше-младшем), либо сверхвлиятельным (вице-президент Дэн Куэйл при президенте Джордже Буше-старшем). Мы не знаем и пока не можем знать, каким вице-президентом будет Джеймс Вэнс.

Но это еще не все. В России мы склонны абсолютизировать роль президента в политической иерархии любой страны, и в нашей собственной стране у нас есть на это все основания. Но то, что верно для России, порой не верно для Америки. Пример из эпохи единственного лидера США, который избирался на этот пост четыре раза подряд — Франклина Делано Рузвельта. Почти сразу после начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года Рузвельт пришел к выводу, что США не могут и не должны оставаться в стороне от вооруженного противостояния с Гитлером. Но долгое время этот вывод был известен только самому Рузвельту и нескольким его наиболее доверенным советникам. На публике президент действовал как человек, который всеми силами старается сохранить статус Америки как нейтрального государства.

В чем были причины такой двойной игры? В том, что президент США, желающий «удержаться на плаву» в политическом плане, может колебаться только в такт колебаниям общественного мнения, консолидированного мнения политической элиты, Конгресса, СМИ и т. д. Понимая бесперспективность лобовой «кавалерийской атаки», Рузвельт действовал постепенно, медленно подтягивая общественное мнение к своей позиции с помощью различных политических манипуляций. Вернемся к политической реальности 2024 года (и, боюсь, первого месяца 2025 года). Джеймс Вэнс со своей трезвой оценкой украинского конфликта явно колеблется не в ногу с американской политической элитой. Он забежал слишком далеко вперед — в политическое пространство, которое сейчас населено только особо талантливыми личностями.

Тем политикам, которые оказывались в похожей ситуации в Советском Союзе, обычно предлагалось «разоружиться перед партией», покаяться и признать свои ошибки. Несмотря на все различия в форме политической организации, в современной Америке она по сути та же. Если позиция американского политического мейнстрима не приблизится к позиции Джеймса Вэнса, то появление в США вице-президента с разумными взглядами на Украину мало что изменит. Более того, сами эти разумные взгляды могут измениться. Помните, например, такие слова сенатора Вэнса: «Я выступаю против буквально любого предложения, которое позволит США продолжать финансировать эту войну»? Ну, вот продолжение этой цитаты: «Господин Байден не смог сформулировать даже элементарных фактов о том, что нужно Украине и как эта помощь изменит динамику на местах».

Чтобы изменить свою позицию на 180 градусов, Вэнсу достаточно сказать что-то вроде этого: «Господин Байден не смог сформулировать», а вот господин Трамп и другие мои однопартийцы сформулировали. Он был неправ. Исправляюсь! Да, пока это всего лишь фантазия, которая, как я надеюсь, никогда не станет реальностью. Но вот что нужно для того, чтобы такой реальности не было. Слова императора Александра III «У России только два союзника — ее армия и флот» прозвучали еще в позапрошлом веке, но сохранили свою актуальность и в XXI веке. Успех России на Украине зависит лишь во вторую или даже в третью очередь от позиции Вэнса, Трампа и им подобных. В первую очередь — от достижений российской армии «на земле» и от истощения возможностей Украины продолжать военные действия. Если это произойдет, то все остальное приложится — включая рост популярности взглядов Джеймса Вэнса на украинский конфликт в американских политических кругах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории