GENERICO.ruЭкономикаУдар по яйцам: они хотят ограничить рост цен на продукцию с помощью наценок

Удар по яйцам: они хотят ограничить рост цен на продукцию с помощью наценок

Производители и ритейлеры по-разному объясняют причины роста цен на куриные яйца

Чтобы сделать куриные яйца более доступными для покупателя, птицеводы предлагают ограничить наценки на них в торговых сетях. Сегодня они составляют в среднем 20%. Росптицесоюз уже направил соответствующее письмо в Федеральную антимонопольную службу.

Производители и ритейлеры по-разному объясняют причины роста цен на куриные яйца

За последний год куриные яйца побили все рекорды по росту цен среди социально значимых товаров. По данным Росстата, они подорожали на 37,3%, а пик цены был зафиксирован в декабре 2023 года: 132 рубля за десяток. Официально беспрецедентный рост цен объяснялся эпидемией куриного гриппа, из-за которой птицеводы были вынуждены уничтожить сотни тысяч голов скота. В конце 2023 года правительство даже открыло беспошлинный ввоз яиц в Россию.

Усилия правительства не прошли даром: с начала этого года куриные яйца стабильно дешевеют. Но если в 2023 году они сразу подорожали на 60%, то в 2024 году снижаются в цене на 1-2% в месяц. Например, за неделю с 13 по 19 августа яйца подешевели на 0,1%. В общем, по чайной ложке в час. Неудивительно, что в июле 2024 года дюжина куриных яиц стоила в среднем 107 рублей, а ровно за год до этого — менее 70…

Неужели во всем виноваты торговые наценки? Они действительно высоки: за 7 месяцев они в среднем превышают 20%, а в июле составили целых 26%. Росптицесоюз просит ФАС ограничить наценку десятью процентами, а антимонопольные органы уже выразили желание снизить их до 5%. Какой смысл быть мелочным! <стр>Кроме того, производители жалуются на то, что торговые сети очень неохотно заключают с ними долгосрочные контракты — по объемам поставок, срокам и ценам. Такие контракты, на несколько месяцев вперед, нужны предприятиям для развития — чтобы видеть, так сказать, будущее. Но обычно все заканчивается краткосрочными тендерными контрактами на 2 недели.

Торговые сети, в свою очередь, удивляются: почему именно сейчас поднимается вопрос цен и наценок на куриные яйца? Летом потребление яиц снижается, россияне переходят на арбузы, дыни, овощи и фрукты, в том числе с собственных огородов.

— На птицефабриках старые несушки заменяются новыми, и по этой причине мы получаем оттуда меньшие объемы товара, — сообщает заместитель исполнительного директора Российской ассоциации экспертов рынка розничной торговли Шамиль Магомедов. — Однако это никак не влияет на цены.

— Делаем вывод. Но сложность в том, что сети делают ставку на дешевые куриные яйца, чтобы они были доступны покупателям. Дешевые поставляют те компании, у которых есть излишки товара, и они продают их под брендом «первая цена». Они самые дешевые и, как правило, закупаются у разных производителей, у которых перепроизводство. Если работать с одним поставщиком, то дешевого товара в торговле никогда не будет.

— Эта история совершенно непонятна. Мы берем бонусы за продажу некоторых топовых марок продукции, если совместно с производителем продвигаем ее на рынок. Но куриные яйца — это социально значимый товар, особенно если они продаются под брендом «первая цена». Никаких бонусов там быть не может.

Ритейлеры уверяют, что наценка на яйца «первой цены» составляет около 6%, хотя им разрешено делать такую ​​«наценку» в пределах 10–15%. И говорят, что текущая средняя цена (110 рублей) за десяток с небольшими отклонениями сохранится примерно до конца года. А повышения цен не избежать уже в 2025 году, перед Пасхой. «Оно начнется за три месяца до начала Великого поста. Вот тогда и нужно следить за ценами у производителей, чтобы они не сговаривались», — говорит наш собеседник.

Между тем, в ассоциации производителей «Руспродсоюз» утверждают, что средняя торговая наценка на яйца в июле 2024 года превысила 40%. Оптовые цены были на уровне 75,3 рубля за 10 штук, а розничные превысили 106,9 рубля.

Исполнительный директор ассоциации Дмитрий Востриков считает, что для стабилизации цен на яйца птицеводы должны понимать, что их бизнес не будет убыточным.

— В ситуации с яйцами все будет зависеть, в том числе, от готовности сетей заключать долгосрочные контракты с производителями, — говорит он. — На данный момент цены на яйца продолжают падать и составляют в среднем 105 рублей за дюжину против 133,2 рубля в начале этого года. Наши участники переходят на долгосрочные контракты между производителями и торговыми сетями. Самое сложное — договориться о комфортной для сторон цене или прийти к формуле, по которой цена должна корректироваться с учетом растущей себестоимости.

В общем, производители указывают на трейдеров, а те указывают на производителей. Ситуация стандартная, и, увы, не имеющая ничего общего с интересами покупателя.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории