По мнению руководства Volkswagen, экономика Германии становится все менее конкурентоспособной, а профсоюзы мешают концерну оперативно управлять имеющимися ресурсами и только усугубляют накопившиеся проблемы.
У Volkswagen накопилось немало проблем, все они так или иначе связаны с нерасторопностью и некомпетентностью руководства концерна, привыкшего строить планы на десятилетия вперед, в то время как ситуация в мире в целом и на автомобильном рынке в частности сегодня меняется быстро и непредсказуемо и, соответственно, требует быстрых и нестандартных решений.
Наши постоянные читатели в курсе, что кризис в IT-отделе Cariad задержал запуск многих новых моделей Volkswagen, включая флагманскую Trinity, а из-за начавшегося в прошлом году мирового спада спроса на электромобили руководство концерна вынуждено продлевать жизненные циклы ключевых «углеводородных» моделей — например, VW Golf восьмого поколения. Кроме того, Volkswagen сильно переоценил рыночный потенциал своих «электромобилей», особенно Volkswagen ID.3, и сегодня очевидно, что концерн не сможет стать крупнейшим в мире производителем электрокаров к 2025 году — такую цель руководство концерна ставило перед собой в последнее десятилетие. стр> <стр>Volkswagen теряет позиции в Китае, его электромобили здесь не востребованы, поскольку аналогичные от китайских производителей современнее и дешевле. Китайские производители электрокаров также вытесняют Volkswagen из Европы, но эта проблема частично решается за счет введенных властями ЕС летом прошлого года повышенных пошлин на китайские электромобили. Кстати, пошлины ударили и по самому концерну Volkswagen, ведь, например, кроссовер Cupra Tavascan выпускается только в Китае.
Производство VW Golf на заводе в Вольфсбурге
Вчера Automotive News Europe и другие европейские деловые СМИ со ссылкой на источники в Volkswagen и немецком профсоюзе IG Metall сообщили, что концерн готовится закрыть одно автосборочное предприятие и один завод по производству автокомплектующих в Германии — такие меры преподносятся как необходимые для сокращения издержек и повышения устойчивости концерна в сложных экономических реалиях. Рабочая сила в Германии слишком дорогая, социальная нагрузка очень высокая, и если ничего не делать, то вскоре даже такие популярные модели, как Golf и Tiguan, перестанут приносить прибыль.
Из 650 000 активных сотрудников Volkswagen по всему миру около 300 000 находятся в Германии. В настоящее время Volkswagen имеет шесть автосборочных заводов в Германии — в Вольфсбурге, Ганновере, Дрездене, Оснабрюке, Цвиккау и Эмдене. Главные кандидаты на ликвидацию — неэффективные заводы в Дрездене и Оснабрюке.
Стеклозавод в Дрездене в настоящее время выпускает только электрический хэтчбек Volkswagen ID.3
Слухи о закрытии Дрезденской стекольной мануфактуры циркулируют в немецкой прессе уже несколько лет — ультрасовременный выставочный завод, запущенный в 2002 году по настоянию амбициозного Фердинанда Пиеха (главного архитектора империи Volkswagen), оказался слишком дорогим, а производить автомобили там невыгодно.
В свою очередь, завод в Оснабрюке, ранее принадлежавший Karmann, сейчас выпускает VW T-Roc Cabriolet и VW Arteon, у которых не будет преемников, а также уходящее поколение бензиновых спорткаров Porsche 718, которые будут заменены электрическими — в общем, этот завод тоже можно смело закрывать.
Производство кабриолета VW T-Roc на заводе в Оснабрюке
Представители профсоюзов, конечно, делают заявления в духе «не потерпим, не простим», но вряд ли им станет легче, если в результате их упорства концерн Volkswagen придется банкротить и принудительно реструктурировать. В любом случае, кризис неэффективности концерна Volkswagen — это головная боль не только для его руководства, но и для федерального правительства Германии, создавшего неконкурентоспособную по отношению к современному автобизнесу экономику, а также правительства земли Нижняя Саксония, которая является одним из основных акционеров Volkswagen и на территории которой расположено большинство заводов концерна (Вольфсбург, Ганновер, Оснабрюк, Эмден). Власти Нижней Саксонии, как правило, поддерживают профсоюзы, поскольку их избирателями являются рабочие. В общем, Volkswagen предстоит долгий и мучительный этап переговоров, а время уходит и оно явно не на стороне немецкого концерна.