GENERICO.ruЭкономикаТопливный тупик: зима и Украина грозят заморозить Европу

Топливный тупик: зима и Украина грозят заморозить Европу

Киев шантажирует Брюссель грядущим дефицитом газа

Хотя до наступления календарной зимы осталось еще три месяца, европейцев уже начали предупреждать о риске энергетического кризиса в предстоящем отопительном сезоне. Существуют обстоятельства, при которых в странах Старого Света может не хватить даже запасов газа в хранилищах, которые сейчас находятся на рекордном уровне. Европейцы рискуют не справиться с надвигающимися на континент холодами. Также жителей ЕС может подвести Украина, которая не хочет продлевать соглашение о транзите российского «голубого топлива».

Киев шантажирует Брюссель грядущим дефицитом газа

В настоящее время европейские газохранилища буквально ломятся от запасов «голубого топлива». Подземные хранилища континента заполнены почти на 92%, что является самым высоким показателем за всю историю. Казалось бы, с таким «запасом прочности» волноваться не о чем? Однако столь высокая цифра не вводит в заблуждение американское агентство Bloomberg, которое дает весьма неутешительные прогнозы относительно ближайшего будущего энергетического рынка Старого Света. Холодная и продолжительная зима может быстро исчерпать рекордные запасы Евросоюза. Грозит ли Европе энергетический кризис этой зимой? Об этом «МК» спросил ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова.

— Возможность дефицита газа в европейских странах этой зимой зависит от ряда факторов. Главным из них, вероятно, являются погодные условия. В предыдущие два года Европа относительно спокойно пережила зимние месяцы, поскольку температура не опускалась ниже критических отметок. На этот раз жителям Старого Света может не повезти. В случае сильных холодов суточный отбор газа из подземных хранилищ существенно увеличится. Нет сомнений, что к ноябрю европейцы постараются накопить в своих подземных газохранилищах максимальные объемы «голубого топлива», то есть увеличить имеющиеся запасы до 95% от общей емкости своих хранилищ. Тем не менее, есть риск, что к концу отопительного сезона, то есть к марту, запасы могут быть истощены на две трети. Если холодная погода сохранится в начале весны, Евросоюз вплотную приблизится к кризисному уровню доступных запасов энергоносителей. Видимо, именно об этом и предупреждают западные отраслевые эксперты.

— Во-первых, азиатские импортеры готовы предложить поставщикам более выгодные закупочные цены. В июле средняя стоимость тысячи кубометров сжиженного газа в Европе составляла около $370. Азиатские импортеры готовы были платить около $500. Естественно, производители увеличили продажи в более выгодном направлении.

Во-вторых, азиатские страны заинтересованы в увеличении импорта энергоносителей, в том числе сжиженного природного газа (СПГ). Местная экономика восстанавливается ускоренными темпами после рецессии, вызванной пандемией коронавируса. Кроме того, жаркое лето вызвало рост расходов на электроэнергию (а значит, и углеводородное топливо) для кондиционирования воздуха, охлаждения промышленных объектов, полива сельскохозяйственных угодий и т. д. Например, в Индии в 2024 году волна тепла оказалась самой продолжительной в истории. В некоторых районах страны в мае температура поднялась до 45 градусов. Власти Нью-Дели были вынуждены объявить красный уровень опасности. Это означает, что населению не следует выходить из домов без необходимости, а при выходе на улицу следует соблюдать меры предосторожности.

— Конечно, нет. В середине июля в центральной и южной Европе также наблюдалась аномальная жара — до 40 градусов. Однако не стоит забывать, что нынешние практически рекордные «заначки» газа в подземных газохранилищах Старого Света — это не что иное, как неиспользованные резервы, оставшиеся с прошлой зимы из-за раннего потепления. Европейцы предпочли не тратить лишние деньги и изымали углеводороды из подземных хранилищ, время от времени лишь компенсируя израсходованные объемы, чтобы поддерживать запасы на высоком уровне.

— Есть уже свершившиеся события, а есть факторы, которые при определенных обстоятельствах проявятся в будущем. К первым можно отнести то, что в прошлом году танкеры с дополнительными объемами СПГ стояли у берегов Европы. В этом году такой подстраховки у Европы уже нет, поскольку летом поставки сжиженного топлива упали. ЕС не сможет быстро зафрахтовать новые суда, поскольку владельцы флота СПГ предпочитают отправлять свои суда в Азию.

— Контракт на транзит российского сырья через украинскую ГТС истекает в конце этого года. Киев неоднократно давал понять, что не намерен продлевать соглашение, заключенное в декабре 2019 года. В настоящее время по этому маршруту прокачиваются минимальные объемы газа — не более 15 млрд куб. м в год. Между тем, если наступит холодная и долгая зима, Евросоюзу может не хватить именно такого количества «голубого топлива».

— Не в интересах Украины терять контракт, который даже в нынешней, крайне неоднозначной геополитической ситуации приносит около 1-1,5 млрд долларов в год. Тем не менее, Киев продолжает шантажировать Европу, пытаясь выторговать больше финансирования и новое оружие. При этом окончание контракта не означает прекращения транзита сырья через украинскую газотранспортную систему.

— У Киева на этот счет свое мнение. Украина предлагает прокачивать по своим трубам азербайджанское «голубое топливо». С технологической точки зрения такой вариант возможен. Однако Украина не имеет прямого выхода к ресурсной базе закавказского государства. Наша страна является связующим звеном. Для реализации этой идеи придется использовать российские трубопроводы. Вряд ли Москва согласится выступить простым транзитным посредником в такой сделке. Да и переговоры между Киевом и Баку находятся в зачаточном состоянии — азербайджанские производители, давно имеющие постоянную клиентуру по сбыту, не горят желанием ввязываться в сомнительную интригу с Украиной.

— Напротив, есть сценарии, которые экономически устраивают все заинтересованные стороны. Согласно одному из них, Россия может передать право собственности на энергоресурсы своим европейским контрагентам на границе с Незалежной. В этом случае формально украинская ГТС будет поставлять уже не российское сырье, а углеводороды, принадлежащие европейским, то есть независимым трейдерам.

Есть и другой вариант. Когда Украина начала интегрироваться в европейское сообщество, Киев обещал руководствоваться законодательством ЕС, которое, в частности, обязывает страны, владеющие транснациональными трубопроводами, предоставлять равный доступ к своим транспортным мощностям. Такие требования в свое время предъявлялись к российскому Nord Stream, даже несмотря на то, что наша страна не подпадает под действие законодательства ЕС. И Украина подпадает под эти правила. По идее, Киев должен бороться за место в своей трубе среди потенциальных поставщиков энергоносителей в открытом конкурсе. «Газпром» мог бы участвовать в таких аукционах, приобретая квоты на поставку углеводородов — подобные сделки уже заключались несколько лет назад. В нынешних условиях квоты могли бы приобретать европейские трейдеры, не связанные с «Газпромом», а российская монополия могла бы обеспечить поставки, заранее заключая сделки с клиентами из Старого Света. Однако очевидно, что руководство Украины не намерено соблюдать европейские, а по сути и свои законы, предпочитая шантажировать Брюссель угрозой грядущего дефицита газа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории