GENERICO.ruЭкономикаВнимание: стагфляция на горизонте

Внимание: стагфляция на горизонте

Почему рост ВВП в России замедляется, а инфляция — нет

Угрожает ли стагфляция российской экономике? Да, это так. Но прежде чем обосновывать этот тезис, стоит разобраться: что это за «зверь» — стагфляция?

Почему рост ВВП в России замедляется, а инфляция — нет

Нетрудно догадаться, что это, вероятно, что-то близкое к инфляции. И это правда, потому что здесь тоже есть «… инфляция». А что такое инфляция, мы все знаем по опыту: это когда цены растут. Так вот, можно предположить, что если экономика находится в состоянии стагфляции, то цены тоже растут. И не просто растут (они почти всегда растут — увы, это типично для рыночной экономики), а растут очень быстро, и это становится серьезной макроэкономической проблемой.

Осталось разобраться с первой половиной слова: что означает «стагнация…»? В принципе, тоже несложно догадаться, что это заимствовано из термина «стагнация». Ну, стагнация в экономике — это когда экономика стагнирует, не растет, а висит около нуля или даже чуть ниже.

Некоторые также говорят о серьезном спаде экономики во время стагнации. Я не думаю, что это правда. Спад — это уже рецессия. Однако не будем отвлекаться и вернемся к стагфляции.

Думаю, теперь стало понятно: стагфляция — это когда экономика стагнирует, а цены растут. Иногда называют еще один признак — растущая безработица. Но это лишнее: если экономика не растет, то неважно, что происходит с занятостью. Даже если безработица падает и экономика не ускоряется за счет роста рабочих мест, низкий уровень безработицы — слабое утешение.

Насколько распространена стагфляция в экономической практике? Этот термин не новый, его приписывают британскому политику Яну Маклеоду. Выступая в Палате общин в 1965 году, Маклеод сказал: «У нас есть худшее из обоих миров: не только инфляция с одной стороны и экономическая стагнация с другой, но и то и другое вместе. У нас есть что-то вроде стагфляции».

И так этот термин начал бродить по миру. И не раз в экономической истории, в той или иной стране, отмечались периоды, которые характеризовались как стагфляция. Классический пример из учебников — американская экономика первой половины 1970-х годов, когда на фоне мирового энергетического кризиса ВВП США падал, а инфляция достигала двузначных цифр.

Возникает вопрос: причем тут экономика России? Она растет: в 2023 году ВВП нашей страны вырос на 3,6%, и положительные темпы роста сохранятся и в этом году.

Это так, но давайте посмотрим на тенденции. В экономике тенденция очень и очень важна. Потому что если чего-то нет сегодня, это не значит, что этого не будет завтра. Если тенденция к чему-то сформировалась и она стабильна, то будьте уверены, что это «что-то» может произойти завтра.

Так что давайте посмотрим на то, что происходит в экономике России сегодня с точки зрения сформировавшихся тенденций.

Начало 2024 года для отечественной экономики явно оказалось удачным. По данным Росстата, рост промышленного производства в феврале 2024 года ускорился до 8,5% в годовом исчислении после 4,6% в январе. Однако в июле 2024 года рост промышленного производства составил 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. При этом в мае 2024 года этот же показатель составил 5,3%, а в целом за январь–июль 2024 года — 4,8%. Таким образом, динамика промышленного производства явно замедлилась.

Схожие тенденции наблюдались и в другом базовом виде экономической деятельности — транспорте. По итогам января–июля 2024 года рост грузооборота практически отсутствовал: зафиксирован символический прирост в 0,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Для сравнения: в январе-феврале 2024 года грузооборот транспорта превысил уровень предыдущего года на 1,3%.

Аналогичная тенденция замедления зафиксирована и в строительстве. Так, прирост объема выполненных работ по виду деятельности «строительство» составил в июле 2024 года 0,5%, тогда как в январе-феврале 2024 года аналогичный показатель был на уровне 4,5%.

Банк России, опираясь на собственные данные, также начал фиксировать охлаждение экономики. Так, в июле 2024 года объем входящих платежей, обработанных через Банк России, снизился на 1,2% по сравнению со средним уровнем второго квартала. При этом снижение поступлений наблюдалось во всех основных группах отраслей, за исключением отраслей потребительского спроса.

Банк России также отметил, что его индикатор делового климата снизился в августе 2024 года до 7,0 пунктов (в июле — 7,7 пунктов). Это свидетельствует о том, что деловая активность стала расти менее интенсивно.

Опять же, в июле 2024 года, по данным Банка России, темпы прироста кредитования физических лиц снизились почти в пять раз по сравнению с июньскими показателями.

Росстат, основываясь на собственной оценке деловой активности организаций, отметил снижение индекса деловой уверенности в июле 2024 года: в добывающих отраслях — на 0,3 п.п., до 6,9%, в обрабатывающих производствах — на 0,1 п.п., до 7,1%.

Индикаторы российского фондового рынка уже много месяцев демонстрируют отрицательную динамику. Индекс РТС, опустившись ниже 1000 пунктов к середине августа 2024 года, обновил свою нижнюю границу фактически за последние 1,5 года, с февраля 2023 года. Индекс Московской биржи, опустившись ниже 2800 пунктов к середине августа 2024 года, также обновил свою нижнюю границу — с июля 2023 года. Учитывая устойчивость сформировавшихся тенденций, высока вероятность продолжения снижения ключевых показателей российского фондового рынка.

Так, в июне–августе 2024 года ряд показателей уже указывал на замедление темпов экономического роста страны.

Реальность формирования стагфляционных процессов в экономике России подтверждается и тем, что происходит с инфляцией. В прошлый 2023 год Россия вошла с прогнозом инфляции в 5%, но по факту она составила 7,4%.

В текущий 2024 год российская экономика вошла с официальным правительственным прогнозом инфляции в 4,5%. Но уже за первое полугодие 2024 года накопленная инфляция составила 4,5%. Стало ясно, что прогноз инфляции срочно нуждается в пересмотре. Ну как тут не пересмотреть: судя по складывающейся динамике, если инфляция к концу 2024 года уложится в однозначную цифру (то есть окажется менее 10%), то это будет хорошо.

Инфляция, увы, растет. Банк России повышает ключевую ставку, которая уже достигла 18%, все больше ужесточает денежно-кредитную политику, но пока не может сдержать рост цен.

Итак, фиксируем: инфляционный тренд ускоряется. В целом вывод такой: экономический рост все больше замедляется, инфляция растет.

Но, может быть, экономический рост как-то развернется и ускорится? Но вот в чем вопрос: как он это сделает, если налоговая нагрузка в экономике России существенно увеличится с 1 января 2025 года? И это не единственная причина, по которой в обозримом будущем экономический рост вряд ли ускорится.

Но тогда на горизонте стагфляция, из которой будет очень сложно выбраться. Но лучше быть готовым к этому заранее, чем ждать, пока стагфляция ударит по нашей экономике и кошелькам граждан.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории