Итальянское правительство потребует скорейшей отмены закона, принятого в прошлом году, который предусматривает запрет на продажу новых легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, работающими на ископаемом топливе, в ЕС к 2035 году. По словам высокопоставленных итальянских чиновников, эта нереалистичная цель в сочетании с продолжающимся глобальным замедлением спроса на электромобили подрывает здоровье европейской автомобильной промышленности и может привести к экономической катастрофе.
Начавшееся в прошлом году глобальное замедление спроса на электромобили поставило под вопрос «зеленую» доктрину, продвигаемую властями ЕС. Напомним, в феврале прошлого года Европарламент одобрил закон о введении запрета на продажу новых легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, работающими на ископаемом топливе, с 2035 года. Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) и вышедшая из ее состава корпорация Stellantis критиковали этот закон задолго до его принятия, а в свете обвала продаж «электромобилей» в Европе стало совершенно очевидно, что этот закон оторван от реальности и с этим нужно что-то делать.
Автопроизводители вынуждены строить свои планы, исходя из того, что диктуют законы: многие крупные компании уже отказались от разработки новых моделей с двигателями внутреннего сгорания и бросили все силы и ресурсы на разработку «электромобилей», но реальность показала им, что это было большой ошибкой. Настолько большой, что, например, концерн Volkswagen впал в масштабный системный кризис, по сравнению с которым дизельгейт десятилетней давности может показаться мелочью. Излишне оптимистичная оценка перспектив электрокаров обернулась резким ухудшением финансовых показателей крупных компаний, а это прямой путь к массовым увольнениям, закрытию заводов и даже банкротствам. Учитывая, что автопром является одним из столпов европейской экономики, власти отдельных стран решили, что пора перестать пилить этот столп.
Лидер итальянской правой партии «Лига Севера», министр инфраструктуры и транспорта Италии Маттео Сальвини заявил, что будет требовать от правительства Италии во главе с Джорджией Мелони и Европейской комиссии отмены или корректировки закона о запрете новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания после 2035 года. Корректировка означает право каждой страны ЕС самостоятельно определять целесообразность запрета «углеводородных» моделей, исходя из текущих реалий рынка и состояния экономики. Как сообщает Automotive News Europe, позицию Сальвини поддерживает министр промышленности Италии Адольфо Урсо — тот самый, который прошлой весной притеснял бренд Alfa Romeo за неитальянскую сборку своего нового кроссовера.
Усиление влияния правых партий в Германии может привести к быстрому появлению подобных инициатив и в этой стране, но пока немецкое правительство обещает лишь налоговые льготы корпоративным покупателям «электромобилей» — эта мера вряд ли серьезно повлияет на ситуацию. До конца прошлого года Германия щедро субсидировала покупку электромобилей частными клиентами, благодаря чему скидка могла достигать 9000 евро. Отмена этих субсидий, конечно, ускорила падение спроса на электромобили, но у нее были и вполне объективные причины, среди которых перенасыщение рынка и чрезмерно высокие цены из-за инфляции и возросших законодательных требований к оснащению новых автомобилей. Еще одна веская причина назревающего кризиса — размывание так называемого среднего класса в обществе: даже в относительно обеспеченной Германии многие семьи, которые раньше могли позволить себе купить новый автомобиль, теперь в лучшем случае берут кредит на подержанный или «дорабатывают» тот, что есть. В общем, пока не до «электричек», на повестке дня куда более насущные вопросы выживания здесь и сейчас, а не в 2035 или далеком 2050 году, когда Европа мечтает стать полностью углеродно-нейтральной.