«Курс не рухнет, и это уже хорошо»
В последние дни сентября российская валюта продолжает слабеть — медленно, как бы нехотя, но при этом достаточно последовательно и убедительно. Официальный курс юаня к рублю, установленный Центробанком на пятницу по итогам торгов на Московской бирже, вырос на 5,12 копейки, до 13,14. Курс доллара, который регулятор определяет на основе банковской отчетности и данных внебиржевых торгов, вырос на 1,94 копейки, до 92,40. Весьма вероятно, что тенденция сохранится и в октябре, хотя так считают не все опрошенные МК эксперты.
Ситуация на валютном рынке во многом определяется экспортно-импортными потоками, состоянием торгового и платежного баланса. Импорт, судя по всему, продолжит сокращаться — из-за неразрешимой проблемы с платежами через китайские банки, которые боятся вторичных санкций со стороны США. В начале сентября Минэкономразвития скорректировало оценку импорта в Россию по итогам 2024 года с $324,1 млрд (в апрельской версии прогноза) до $294,9 млрд. Ожидания по экспорту практически не изменились — $427,6 млрд против $428,7 млрд. То есть внешняя торговля России имеет не просто большое, а устойчиво растущее положительное сальдо. Такой дисбаланс — плохая поддержка для курса, о чем неоднократно заявляли руководители ЦБ.
Текущее ослабление рубля во многом обусловлено укреплением доллара в мировом масштабе, считает руководитель отдела клиентской поддержки и продаж компании «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. Поскольку ФРС впервые за 4,5 года снизила базовую ставку (до 4,75–5%), спрос на американскую валюту растет за счет более дешевых кредитов, в то время как национальные валюты ряда стран, в том числе и нашей, теряют позиции. Кроме того, Минфин России увеличил закупки юаней и золота. Однако в октябре рубль может получить поддержку: например, налоговые выплаты крупных экспортеров и даже цены на нефть. Хотя прямая связь между стоимостью энергоносителей и курсом рубля сейчас значительно слабее из-за введенного Западом «потолка цен», нельзя исключать, что цены на нефть марки Brent в октябре вырастут, и это окажет определенное влияние на российскую валюту.
«Ну, курс рубля не рухнет, и это уже хорошо», — говорит главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. «Однако тенденция к ослаблению сохранится по фундаментальной причине, а именно, общей тенденции к снижению мировых цен на нефть, которая была отчетливо видна в первой половине сентября. Как недавно сообщило Международное энергетическое агентство (МЭА), по итогам первой половины 2024 года спрос на нефть оказался самым низким с пандемического 2020 года. В первую очередь, из-за замедления экономики Китая. С другой стороны, на Ближнем Востоке усиливается противостояние Израиля и ливанского движения «Хезболла», и это геополитическое обстоятельство как минимум не даст обвалиться ценам на нефть. Мой прогноз: ближе к концу октября доллар будет стоить чуть меньше 94 рублей или около того. Я не ожидаю резких колебаний.»
Ключевым фактором для российской экономики были и остаются цены на энергоносители, считает Артем Деев, руководитель аналитического отдела AMarkets. Поэтому в октябре девальвация рубля маловероятна, в первую очередь из-за весьма вероятного роста цен на нефтегазовые ресурсы. По мнению эксперта, в октябре курс юаня может упасть до 13 рублей, а доллара — до 90 рублей.