GENERICO.ruЭкономикаИнженеры будущего: как Россия преодолевает кадровый голод в энергетике

Инженеры будущего: как Россия преодолевает кадровый голод в энергетике

<стр>В рамках «Российской энергетической недели» прошла сессия «Инженерные кадры для обеспечения технологического суверенитета и глобального лидерства отечественного ТЭК». Участники обсудили кадровый дефицит и вовлеченность квалифицированных инженерно-технических специалистов в процессы технологического развития России. Напомним, ранее Президент Владимир Путин определил «Технологическое лидерство» как одну из приоритетных национальных целей развития нашей страны до 2030 года.

Инженеры будущего: как Россия преодолевает кадровый дефицит в энергетике Фото: roscongress.org. Степан Яцко

В последние десятилетия инженерные специальности в России теряют свой престиж. Это обострило проблему кадрового дефицита. Еще одна причина — «утечка мозгов» за рубеж. Особенно остро это ощущается в стратегически важных сферах, таких как топливно-энергетический комплекс. Для преодоления кризиса необходимо обновить подходы к подготовке кадров.

Наталья Альбрехт, ссылаясь на данные Росстата, сообщила, что к 2030 году основные регионы En+, к которым относятся Красноярский край, Иркутская и Нижегородская области, будут испытывать существенный дефицит кадров.

«2020 к 2030 году, возраст 25-44 года — минус 21%. Это люди, которые не родились, это цифры Росстата. Если к этим цифрам прибавить все процессы, которые сейчас идут, по нашим оценкам, падение составит до 30%», — сказал спикер.

Дефицит кадров в реальном секторе подтвердил и заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. Он отметил, что дефицит специалистов ощущается как на уровне рабочих, так и на уровне инженеров.

«Мы прошли низшую точку по количеству выпускников в 2021 году, количество выпускников школ и колледжей, а также количество студентов вузов начинает расти. Но по сравнению с тем, что было 10-12 лет назад, мы упали вдвое», — сказал Афанасьев в своей речи.

В настоящее время приоритетными направлениями развития являются восстановление престижа инженерных профессий и преодоление кадрового голода. Важно, чтобы подготовка кадров соответствовала технологическим задачам экономики.

«Мы начали с «Энергоклассов» — включили в школьную программу дополнительные занятия по физике и математике. Начиная с 5-го класса мы проводим экскурсии для школьников на все наши предприятия. Наша главная задача — добиться того, чтобы ученик поступил либо в техникум, либо в вуз и выбрал энергетическую специальность. В Красноярском крае нашим базовым вузом является Сибирский федеральный университет, в Иркутской области — Иркутский национальный исследовательский технический университет», — продолжил Альбрехт.

Она отметила, что компания создает и другие образовательные проекты на базе вузов и колледжей — «Академия IT», «Энергетическая академия». «Только так можно закрепить детей за предприятиями, помочь им сделать выбор. Без погружения они не смогут представить, что такое энергетика», — убеждена Альбрехт.

Напомним, что указом президента был инициирован пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования, направленный на подготовку высококвалифицированных специалистов.

«Популяризация, профориентация инженерных и естественнонаучных специальностей, все это должно дать системный эффект. Здесь важно участие работодателей, ведь даже самый подготовленный преподаватель хуже расскажет о вашей будущей работе, чем работодатель, который знает ее досконально», — добавил замминистра Афанасьев.

Одним из ключевых факторов в подготовке инженеров являются не только фундаментальные знания, но и практический опыт. Российские компании в сфере ТЭК имеют обширную образовательную базу. <стр>«Если говорить о конструкторах, то мы [реализуем] проект четыре года, [студенты] изготовили более 1000 деталей и элементов конструкции, которые пошли в производство, есть наставники и с промышленности, и с нашей стороны. Материально-техническая база. Мы действительно развиваем его так, чтобы была большая практико-ориентированная подготовка, без практики инженер бесполезен», — говорит ректор МЭИ Николай Рогалев.

Для достижения технологического суверенитета в стране нужны кадры, которые могут применять полученные знания на практике.

Одним из трендов последних лет стало усиление взаимодействия профильных вузов с топливно-энергетическим комплексом. Вузы внедряют новые образовательные инструменты, в том числе программы стажировок, курсы повышения квалификации и практико-ориентированное обучение. Такое сотрудничество позволяет создавать кадры, готовые к работе в быстро меняющемся технологическом ландшафте.

Сегодня для России как никогда важно создать систему подготовки инженерных кадров, способную обеспечить технологическое лидерство России. Ключ к решению этой проблемы лежит в первую очередь в обновлении образовательных программ, усилении взаимодействия вузов и бизнеса, интеграции опыта в образовательные процессы.

«Кадры — это все. Молодого человека проще быстро обучить, поэтому зря переживать не стоит. Производители взялись за эту задачу, а министерству нужно закрепить тренд. Нам нужно обеспечить стабильность на несколько лет», — подытожил Юрий Шафраник.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории