Zen
Корреспондент Спорта, окруженный звездными российскими фигуристами на Гран-при России в Красноярске, но без коньков, делится впечатлениями об одном замечательном возвращении, которое состоялось — великолепном Софийском Акатьева.
В последнее время вокруг понятия «российское женское одиночное катание» все чаще мелькает слово «кризис». И в Красноярске его действительное, или так кажется, осиротевшее за последние годы катание особенно сильно ударило. Олимпийские чемпионки Алина Загитова, Анна Щербакова, двукратная вице-чемпионка Олимпийских игр Евгения Медведева, серебряный призер последних Игр Александра Трусова — все они здесь. Но — не на льду.
Каждый занят своим делом. Загитова снимает видеоблог. Щербакова и Медведева комментируют по ТВ. Трусова — фанатка своего мужа Макара Игнатова, фамилию которого, собственно, она теперь и носит.
Но они могли бы соревноваться, учитывая их возраст. Самой старшей участнице красноярского этапа Гран-при России Анне Фроловой 19 лет. Щербаковой — 20, Загитовой — 22, Медведевой — 24. И это не приговор для нынешних времен, когда в России элементы ультра-си исполняют лишь единицы взрослых девушек. Фактически Фролова, не владеющая ни четверным прыжком, ни тройным акселем — и, похоже, не собирающаяся их осваивать, — выиграла короткую программу. Термин «зреложенское катание» был мемом в предыдущем олимпийском цикле в России, где было полно несовершеннолетних четверных фигуристов. Теперь это описание пути к победе — после повышения возрастного ценза. Девочек, которые прыгают четверные, у нас еще полно, но со взрослыми они уже не могут конкурировать.
На самом деле, в тексте чуть выше неточность. Загитова вышла на лед в Красноярске. И только подтвердила все, что было только что сказано. Олимпийская чемпионка 2018 года исполнила показательный номер под музыку из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» и все равно всех покорила. Катается потрясающе. И, честно говоря, могла бы вернуться — если бы захотела. Прыжки у Алины есть — по отдельности — она их регулярно исполняет в показательных выступлениях. Собрать их в программу — вопрос другой, но решаемый. Месяц-два интенсивной работы с Этери Тутберидзе.
Моральное право хотеть видеть всех наших чемпионов на соревновательном льду есть еще и потому, что никто из них не делал официального заявления о завершении карьеры. Но все «хотения» болельщиков натыкаются на железный аргумент: у них все хорошо и так. Загитова чувствует себя прекрасно, «проявляя себя», как она выражается, в той или иной роли вне льда. Медведева тоже нашла себя там. Они не вернутся — но не потому, что не могут. Они не хотят.
Что касается Щербаковой и Трусовой — а они, увы, вряд ли захотят, то нет смысла в иллюзорных надеждах. Они зарабатывают в шоу больше и прилагая гораздо меньше усилий. Хотя, оговоримся, Анна сейчас в них не выступает, так как восстанавливается после травмы — но на днях Татьяна Навка напомнила, что ждет ее возвращения в свою команду.
Радостное чувство возвращения любой другой звезды чувствуется — и в Красноярске оно все-таки произошло. Софья Акатьева, которую мы все так боялись больше никогда не увидеть на льду, снова с нами! Она преодолела сложнейшую травму — стрессовый перелом стопы, из-за которого не выступала целый год. А в сентябре отправилась на контрольные прокаты сборной в Санкт-Петербург. И после них она не ушла в тень, как Трусова, которая тоже отметилась на том мероприятии, а ринулась в бой.
Но в борьбе нужно уметь выдерживать выброс адреналина. Судя по первому старту, на котором Акатьева провалила каскад прыжков, эта способность за год явно могла ослабнуть. Это неудивительно — такой период без фигурного катания не мог пройти бесследно. Однако могли быть и другие причины, помимо того, что ее соревновательный тонус еще не восстановлен. Просто мы о них не знаем: Софья предпочла не делиться комментариями со СМИ после короткой программы, пообещав все рассказать на следующий день.
Но чтобы делать какие-то выводы, достаточно наших глаз. Акатьева, вероятно, еще потратит какое-то время на восстановление стабильности в прыжках. Но она и так выглядит отлично. София повзрослела и внешне, и, главное, осмысленностью катания. В Красноярске она может и не победить — слишком большой разрыв. Но в любом случае она вернулась готовой к победе. А если ей удастся вернуть тройной аксель и четверные, которые она могла делать до вынужденного перерыва, то она может стать непобедимой.
Но, конечно, есть нюансы. Хватит ли у Софии здоровья? ? Ведь любая серьезная травма оставляет шрам на теле. И еще — хватит ли у нее мотивации? ? Можно сколько угодно благодарить федерацию за организацию интереснейших внутренних турниров, но даже юниоры в разговорах признаются: мы все очень ждем международных стартов. Что уж говорить о взрослых спортсменах. Конечно, они хотят быть непобедимыми — но в мире.
Но если нам снова представится возможность соревноваться с сильнейшими в мире — на что, как говорится, есть реальная надежда — то, возможно, возвращение Акатьевой не станет последним звездным камбэком. И мы все определенно забудем о слове «кризис».