GENERICO.ruЭкономикаЭксперт объяснил опережающий инфляцию рост тарифов ЖКХ: вырастут на 12%

Эксперт объяснил опережающий инфляцию рост тарифов ЖКХ: вырастут на 12%

«Коммунальные услуги» опережают инфляцию в полтора раза

Правительство утвердило среднюю индексацию тарифов на коммунальные услуги на период 2025-27 гг. Они включают шесть видов услуг: холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, канализацию, электроснабжение и газоснабжение. В следующем году этот рост составит в среднем по стране 11,9%. Это выглядит жестко — даже по сравнению с текущей годовой инфляцией (8,5%). Но должно стать легче. Потому что уже в 2026 году тарифы, по прогнозу, вырастут на 5,4%, а в 2027 году — до 4,8%.

"ЖКХ" опережают инфляцию в полтора раза

Тарифы на услуги ЖКХ планируются на ближайшие три года с постепенным снижением финансовой нагрузки на граждан. Но потом оказывается, что расчеты были не самыми точными, и их снова корректируют в сторону увеличения. Например, в конце 2023 года Минэкономразвития прогнозировало рост тарифов на услуги ЖКХ на 2025 год на 5,7%. Но, как мы видим, они выросли вдвое. Скорее всего, то же самое произойдет и с ожиданиями на 2026-2027 годы. <стр>Ясно одно: с 1 июля 2025 года услуги ресурсоснабжающих организаций вырастут в цене на 11,9%. Но это в среднем по России, поскольку федеральный центр устанавливает свои максимальные значения для каждого региона. Так, со следующего года больше всего они вырастут в Пермском крае — на 21,1%. У москвичей счета за коммунальные услуги вырастут на 15%, а у жителей Санкт-Петербурга — на 14,6%… Кроме того, субъектам Федерации, в свою очередь, предоставлено право отклоняться «от среднебольничной температуры» в зависимости от состояния коммунальной сферы.

Пока нам остается только дожить до 2025 года, когда тарифы на коммунальные услуги вырастут почти на 12%. (С 1 июля этого года тарифы на коммунальные услуги выросли в среднем на 9,8%.) Не будем забывать, что с 1 января 2025 года вырастут тарифы на содержание и эксплуатацию многоквартирных домов: лифты, уборка лестничных клеток и подъездов… Все это в совокупности сильно ударит по кошелькам россиян. Утешает лишь то, что если общая коммунальная нагрузка превышает 22% от совокупного дохода семьи, государство субсидирует коммунальные расходы таких жильцов.

В целом население давно привыкло к росту коммунальных расходов. Инженерную инфраструктуру нужно менять — из-за этого зимой из-под земли бьют горячие гейзеры, и мы сидим без тепла в своих квартирах. Никто не спорит — нужно… <стр>Единственное, что меня смущает, так это то, что со следующего года коммунальные предприятия должны направлять… 1,5% от выручки на модернизацию коммунальных сетей. Мы, наверное, не все знаем, но можем предположить, что остальная часть выручки коммунальных предприятий уходит на латание дыр, которые появляются в зимний отопительный сезон. И на то, чтобы как-то поддерживать трубопроводы в рабочем состоянии. Однако такими темпами (1,5% прибыли в год) мы в ближайшее время модернизировать коммунальные сети не будем…

По большому счету, достоверно неизвестно, насколько эффективно коммунальные службы используют наши платежи. Это не повышает к ним доверия. Платежи растут из года в год, а качество коммунальных услуг в лучшем случае остается прежним.

И чем больше мы платим за отопление и вывоз мусора из подъезда, тем больше нам кажется, что уровень обслуживания МКД (многоквартирных домов) не соответствует той оплате, которую мы вносим. Что нас обманывают буквально на каждом шагу. И есть почва для злоупотреблений в «коммуналке».

Ну, например, этот установленный максимальный индекс тарифа. Почему мы можем от него отступать? Зачем тогда его вообще устанавливать?

Эти вопросы мы задаем эксперту проекта Народного фронта «Жилье и городская среда» Павлу Склянчуку.

— Раскрытие такой информации очень низкое, — соглашается он. — Управляющие компании должны предоставлять отчеты. Но, как правило, они этого не делают по той причине, что от них не требуется раскрывать свою финансовую деятельность.

— Состояние инженерных сетей в разных регионах разное. И в данном случае упрощение, формальный подход — не лучший вариант. Но то, что федеральный центр «спускает» предельные тарифы на места, вносит определенную путаницу. Мне кажется, что тарифной политикой регионы должны заниматься сами, исходя из ситуации.

— Например, если в регионе, в каком-то городе или районе реализуется масштабный проект по модернизации сетей. Допустим, устанавливаются новые очистные сооружения, заменяются трубопроводы или строится новая теплоэлектростанция… В этом случае тарифы могут отличаться от установленных максимальных значений. Как в большую, так и в меньшую сторону. Губернаторы имеют на это право.

— Таких точных значений не существует. Обоснованность любого отклонения проверяется Федеральной антимонопольной службой. Ситуация в разных муниципалитетах региона может сильно отличаться друг от друга. Хотя в среднем по региону максимальный показатель должен соответствовать установленному федеральным правительством.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории