Zen
Российский ИТ-сектор продолжает стремительно расти, реализуя свой огромный накопленный потенциал в ходе импортозамещения. Кирилл Булгаков, заместитель генерального директора по продуктам и услугам компании «Т1 Холдинг», управляющий директор вендора NOTA, дал в интервью оценку текущему состоянию рынка, последним тенденциям и перспективам, а также зрелости отечественных решений.
— Как бы вы охарактеризовали текущее состояние российского ИТ-рынка и какие наиболее важные изменения произошли за последний год?
— Темпы роста рынка остаются высокими – около 30% в годовом исчислении. При этом инвестиции выросли вдвое. Видно, что крупнейшие игроки вкладывают действительно большие ресурсы, в совокупности измеряемые сотнями миллиардов рублей. Также мы видим кратный рост количества продуктов, зарегистрированных в Реестре российского ПО.
Из других тенденций хотелось бы отметить, что у крупнейших заказчиков, реализующих собственные программы создания готовых решений, есть потребность в технологии и методологии безопасной заказной разработки, которая бы поддерживалась стеком отечественных продуктов. До недавнего времени такая разработка велась, как правило, с использованием открытого исходного кода, который сегодня совершенно не соответствует беспрецедентно высокому уровню требований информационной безопасности. И отсюда возникает необходимость замены тех элементов, которые буквально год назад исправно функционировали.
Еще одна тенденция — появление явно успешных кейсов проникновения искусственного интеллекта в ИТ-решения. Например, в современных сервисах видеоконференцсвязи ИИ-помощники самостоятельно генерируют конференции, расшифровывают диалоги и готовят краткие тезисы по результатам встречи. Другой пример — когда искусственный интеллект пишет какие-то стандартные, часто повторяющиеся элементы кода. И, конечно, ИИ применяется там, где анализируются большие данные: сегодня мы уже видим рост качества таргетирования маркетинговых кампаний, когда игроки рынка научились предлагать потребителю именно то, что ему нужно. <сильный /><сильный>— Отечественных разработок становится все больше: какие критерии можно назвать решающими при выборе ИТ-решений ?
— Клиенту важно смотреть на текущую функциональность решения, план его развития и на то, что представляет собой поставщик решения с точки зрения экспертизы. Например, имея многолетний опыт работы с зарубежными вендорами и зная их проблемы, мы смогли заменить их продукты на решения, развернутые на более современной платформе. На отечественном рынке сложилась ситуация, когда стало возможным конвертировать экспертизу в продукты.
Еще одним критерием выбора является стабильность вендора, который должен иметь серьезные ресурсы для инвестирования в развитие своих продуктов на долгосрочной основе. Я вижу случаи, когда несколько талантливых программистов объединяются и делают отличное решение. Судьба такого решения находится на распутье: либо его не заметят, либо его поглотит крупный игрок.
Также важно выбирать IT-специалистов. Сегодня у нас есть ряд крупных компаний не из IT-сферы, которые должны стать потребителями отечественных IT-решений, но они выбрали путь создания своих. У них есть большие финансовые ресурсы для управления процессом создания. Однако в некоторых случаях решение по многим причинам не «заточено» под выход на открытый рынок. Тогда как профессионалы изначально делают все более осознанно, понимая, какие продукты нужны, как их продвигать. У правильного поставщика IT-решений должна быть налаженная партнерская сеть, которая позволит им работать более эффективно. Поэтому наша задача — не только делать продукты мирового уровня, но и создать партнерскую экосистему, которая позволила бы им выйти на рынок.
— Насколько выросла зрелость российских ИТ-продуктов за последний год? Какие сегменты показали наибольший прогресс?
— Я оцениваю зрелость решений по трем направлениям: технологическая зрелость, зрелость с точки зрения информационной безопасности и функциональная зрелость. Сегодня у нас в приоритете требования к информационной безопасности, поэтому практически все производители ПО сочли необходимым совершить «квантовый скачок» в этом направлении. Это сложно, но результатом этой истории может стать то, что в мире больше не будет продуктов, столь же надежных с точки зрения информационной безопасности, как российские.
Технологическая составляющая связана со скоростью и стабильностью решений. Для создания таких решений нужно иметь определенную производственную базу и производственную культуру. Это архитектурное планирование — вы должны заранее иметь представление об архитектуре решения (особенно если решение платформенное), о том, как оно будет организовано по скорости, придется ли его переписывать через год. Вы можете функционально поймать идею, написать красивую историю и даже найти на это деньги, но вопрос наличия производственной культуры может оказаться непреодолимым.
Ну и самое главное — это функциональная зрелость, так как требования бизнес-заказчиков к ИТ-решениям в последнее время очень выросли. Когда у поставщика сильная команда и экспертиза, это хорошо получается, особенно если делать упор на методологию. Несмотря на кажущуюся простоту или сложность продукта, важно видеть, что он основан на осознанной методологии. Решение должно быть меньше «конструктором», чтобы пользователь сразу видел, что его создавали люди, которые понимают его бизнес.
У нас уже есть функционально зрелые решения в тех отраслях, которые исторически были наиболее восприимчивы к использованию ИТ-инструментов. Это финансы, ритейл, телекоммуникации и госуслуги, где нужно было, чтобы система могла меняться и обеспечивать необходимую гибкость бизнесу. Зрелость априори высокая, так как было много специалистов, которые это понимали, поэтому переход на отечественные решения был достаточно легким. Гораздо сложнее с промышленностью, которая ранее серьезно недофинансировалась, в том числе и в ИТ-секторе. Здесь степень зрелости приходится наверстывать, в некоторых случаях заставляя себя снова совершать «квантовый скачок». Но есть и положительные тенденции, и мы также осознанно инвестируем в этот сегмент. Один из примеров — наша система класса Computer-aided engineering (CAE).
— Какие новые возможности вы видите для развития продуктов NOTA? Какие направления имеют наибольший потенциал?
— В своей стратегии, как один из крупнейших игроков рынка, мы можем себе позволить выстраивать максимальный продуктовый охват для себя и наших партнеров. В некоторых случаях это дает возможности для комплексной автоматизации, когда мы предлагаем клиенту комплекс решений, платформу для «закрытия» целой цепочки бизнес-процессов. С другой стороны, мы также работаем над повышением зрелости отдельных продуктов, что в перспективе позволяет нам достичь максимальной зрелости платформенных решений.
Также в рамках расширения партнерской вендорской сети мы будем развивать сотрудничество с рядом крупных игроков рынка, которые могут поставлять комплементарные решения для наших продуктов. В этом случае возникает комплементарная связка и создаются какие-то совместные комплексные решения. Такие же совместные решения мы планируем создавать за счет взаимовыгодного сотрудничества с нишевыми игроками, которые умеют решать конкретные задачи в узких предметных областях.
— Многие эксперты говорят, что успешное импортозамещение невозможно без консолидации усилий российских ИТ-компаний. Разделяете ли вы эту точку зрения??
— Отечественный рынок ИТ формировался в условиях жесткой конкуренции, что во многом подготовило его к последующим событиям: к моменту ухода иностранных игроков мы были в хорошей форме. Но тут есть такой психологический момент — мы привыкли быть конкурентами. И сейчас происходит определенный надлом сознания, потому что мы понимаем, что должны перейти от лобовой конкуренции к партнерству. Эта смена бизнес-модели и психологии непростая: порой на пустом месте разгораются войны за клиентов. Но все равно тенденция положительная: возникают различные бизнес-модели, когда производители взаимодополняющих продуктов объединяются, объединяют партнерские каналы, объединяют усилия ради клиентов и так далее.
В целом ситуация, когда на рынке много решений, сменится консолидацией — крупные игроки будут покупать какие-то решения. Сейчас разнообразие позволяет нам получать максимальную отдачу от клиентов, а следующий шаг мы увидим, когда из двух-трех продуктов будет сформирован один продукт, кто-то уйдет с рынка, но не бесследно, а внеся свою экспертизу, усилив тех игроков, которые останутся.
— Насколько активно сегодня ИТ-компании развивают свои партнерские экосистемы? А какие задачи по развитию собственной партнерской сети вы считаете приоритетными на ближайший год?
— Модель партнерства — это правильное развитие рынка, и многие сегодня движутся в этом направлении. Но, скорее всего, в будущем эти партнерские экосистемы объединятся, сольются. Об этом же говорит и тенденция последнего года: мы видим большой спрос со стороны других игроков на создание совместных предприятий. То есть коллеги по отрасли понимают, что некоторые вещи хорошо делать вместе.
Что касается нашей партнерской сети, то спустя год после запуска ее уже 125 партнеров, и я считаю, что она будет расти в геометрической прогрессии. У нас есть несколько направлений в работе с партнерами. Первая важная группа — это партнеры, которые имеют свой серьезный ресурс в плане девелоперских мощностей в плане «поставки» (непосредственного написания кода) и хорошо представлены на рынке, то есть имеют налаженные связи с определенным кругом клиентов. Мы хотим, чтобы они строили свой бизнес на наших продуктах. Фокус номер два — это объединение с крупнейшими дистрибьюторами ПО. Третий фокус — это компании, которые создают комплементарные продукты, с которыми мы движемся вместе. Четвертый фокус — это нишевые игроки, и пополнение партнерской сети будет происходить в основном за счет них, потому что их много, и они нам очень интересны.
В целом мы активно выстраиваем технологическую базу партнерской экосистемы, чтобы любой партнер мог прийти и взять нужный продукт в высокой степени готовности, и мог легко отделить продукт от его создателя. Это нетривиальная задача — как минимум из-за дефицита людей на стыке архитектора ПО, производителя и бизнесмена, которые понимают, как создавать продукты, а не решения. Продукты, которые может взять и внедрить другая команда. Мы нашли или вырастили таких специалистов в своей компании, а затем начали осознанно вкладываться в построение эффективного процесса передачи знаний. Для этого мы выстраиваем целую систему, которая постоянно пополняется свежими материалами. Это технология постоянного обновления в части кода, документов, информирования партнеров и клиентов. И было бы хорошо, если бы нашу вендорскую модель скопировали другие игроки — это позволило бы всему рынку развиваться в правильном направлении.
— Каким вы видите будущее российского ИТ-рынка? Какие тренды определят его облик?
— Очевидно, что рынок не может расти бесконечно, но потенциал еще очень высок, потому что спрос далеко не удовлетворен. Многие заказчики, в том числе крупнейшие корпорации, начали заниматься импортозамещением только в этом году — тендеры начали проводиться только летом, а некоторые еще не проводились. Думаю, что рынок будет расти такими же высокими темпами до 2027 года, после чего произойдет определенное насыщение. Как раз в это время начнется активная фаза консолидации рынка и, вероятно, многие ИТ-компании выйдут на биржу. IPO — это хороший рычаг для игроков ИТ-рынка, особенно востребованных — тех, кто успел упаковать свою экспертизу в продукты. В то же время на рынке есть капитал, который ищет, куда его вложить.
В более отдаленной перспективе сильнейшие игроки начнут выходить на зарубежные рынки. Это самое сложное, но и самое интересное. Потому что это не только проверка того, что ты из себя представляешь в плане продукта, но и проверка способности выстраивать систему продвижения в нынешней непростой геополитической ситуации. Оптимизм вселяет тот факт, что нашу продукцию уже активно покупают на рынке СНГ: в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Армении, Беларуси. Их привлекает сочетание доступной цены и самого современного функционала. Мы сейчас пожинаем плоды того, что продукция создается на самых передовых технологических стеках, в то время как многие мировые игроки в этом плане отстают. На этой волне мы сможем выйти на рынок дальнего зарубежья, особенно там, где видим ту же траекторию развития бизнес-сообщества, что была когда-то в России. По этой траектории развивается ряд стран Юго-Восточной Азии, но с отставанием в 5-7 лет — Вьетнам, Индонезия, Филиппины. Соответственно, наши IT-специалисты и IT-решения будут там востребованы и применимы. Мы обязательно постараемся попасть в это направление, хотя это непросто, учитывая местную специфику и необходимость выстраивать локальную модель партнерства. Но в конечном итоге это лишь вопрос времени и инвестиций.