«Прямое ограничение произвола монополий»
Во вторник в Госдуму был внесен на рассмотрение законопроект об ограничении совокупной торговой надбавки 100 процентами. Документ подготовлен в целях стабилизации цен в розничной торговле на внутреннем рынке Российской Федерации.
тестовый баннер под заголовком image
Автором проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» выступил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Михаил Делягин, по мнению которого законопроект позволит снизить остроту роста цен, не создавая угрозы дефицита и деградации торговли и производства.
Как отмечает автор, мировая практика показывает успешность применения механизма регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, в США контролируется от 5 до 10% цен производителей сельскохозяйственной продукции, во Франции регулируется около 20% цен, в Испании осуществляется государственный контроль и регулирование цен на товары первой необходимости.
– Одним из факторов роста цен является злоупотребление своим монопольным положением со стороны торговых сетей, которые зачастую многократно завышают цены на свою продукцию, – поясняет «МК» автор законопроекта. – Прямое ограничение произвола монополий цивилизованными методами, через изучение структуры цен и введение понятий «справедливая цена» и «справедливая прибыль», современному государству недоступно из-за слабости (а, возможно, и морального разложения) ФАС, несовершенства законодательной базы (которую лоббисты монополий просто не дадут проработать) и нежелания либералов понять, что рынок не может существовать без государственного регулирования так же и по тем же причинам, что и дорожное движение.
Попытки ограничить торговые наценки, предпринимаемые с 1994 года, упираются в чрезмерные ограничения (например, 10%), что зачастую блокирует развитие торговли и подавляет производство. Кроме того, ограниченная доходность одной сделки купли-продажи порождает создание цепочек посредников: 10 посредников добавляют по 10%, общий рост цены получается двукратным (или сколько нужно).
Поэтому создается механизм ограничения совокупной торговой наценки, продолжает депутат. То есть превышения розничной цены над ценой производителя или (в случае импорта) таможенной стоимостью товара. При этом она устанавливается на максимально комфортном для торговли уровне — 100%, чтобы ущемлять только самых безответственных торговых монополистов.
При этом правительство получает возможность изменять эти ограничения для отдельных групп товаров и регионов (например, для товаров повседневного спроса — снижать до 50%, для труднодоступных регионов — повышать до 300% и так далее) временно или постоянно.
После отработки данного механизма ограничения торговой монополии совокупную торговую наценку можно будет дифференцировать более тонко, заключил автор законопроекта.
«Рост потребительских цен на внутреннем рынке стал плохо контролируемым и стал потенциальной угрозой национальной безопасности России. Ограничений на ценообразование практически нет.
Основным фактором инфляции в последние годы стало завышение торговых надбавок торговыми организациями, в первую очередь торговыми сетями, в том числе вследствие злоупотребления ими своим монопольным (в форме олигополии) положением», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
В сложившейся ситуации депутат считает целесообразным введение прямых ценовых ограничений путем установления предельной совокупной торговой надбавки (то есть разницы между розничной ценой и ценой производителя или импортной ценой импортного товара) в размере 100%, с предоставлением Правительству РФ права вводить временные или постоянные исключения из этого правила для отдельных товаров или регионов.
В случае одобрения законопроекта закон вступит в силу с 1 января. 2026 год.стр>