GENERICO.ruЭкономикаВ России начал развиваться промышленный туризм: он притягивает как магнит

В России начал развиваться промышленный туризм: он притягивает как магнит

Внутренний туризм в России переживает настоящий бум

В последние годы в условиях усиливающихся санкций и ограничений на выезд за рубеж внутренний туризм в России переживает настоящий бум. Но путешествия не всегда ограничиваются отдыхом на пляже или катанием на лыжах в горах. В стране стремительно развивается новое направление, по-своему экстремальное и очень интересное — промышленный туризм.

Магнитогорск — город, известный своей сталелитейной историей и величественными заводскими комплексами. Он становится одной из «горячих» точек на карте нового направления — промышленного туризма. Журналист МК отправился на знаменитый металлургический завод, чтобы увидеть изнутри работу промышленного гиганта.

Внутренний туризм в России переживает настоящий бум

Точно так же, как туристы в Париже первым делом посещают Эйфелеву башню, а в Лондоне — Тауэр, по приезду в Магнитогорск мы сразу отправляемся в производственные цеха. В 2018 году вход на завод открыли для всех желающих. Нет, конечно, самостоятельно на производство вы не попадете, здесь крайне строгая система пропусков. На экскурсию нужно записываться заранее и проходить строгий инструктаж.

Кстати, раз уж речь зашла о Париже. Грандиозный металлургический комбинат в Магнитогорске превосходит его по площади — 118 квадратных километров (размер столицы Франции — 105 «квадратов»). Длина рельсов для перемещения вагонеток здесь составляет более 800 километров. Надеемся, что нам не придется преодолевать весь этот путь – иначе он займет больше суток. <стр>…Мы встречаемся в Центральной контрольной лаборатории. В воздухе витает атмосфера тревоги и волнения: мы увидим, как рождается металл, как его плавят и обрабатывают, превращая в продукцию, которая затем будет использоваться в самых разных отраслях промышленности.

Экскурсовод обещает рассказать интересные истории о Магнитогорске и его градообразующем предприятии — металлургическом комбинате. И тут же отмечает несколько интересных фактов.

Магнитогорск — один из двенадцати городов планеты, расположенных сразу в двух частях света: Европе и Азии. Но только Магнитогорск соединяет Европу и Азию четырьмя мостами.

Каждый человек в нашей стране держал в руках металл с завода, ведь все заготовки для 1-, 2-, 5- и десятирублевых монет изготавливаются в Магнитогорске по заказу Монетного двора.

Если сложить всю товарную продукцию, выпущенную заводом за все годы его работы, и погрузить ее в вагоны, то этот поезд способен объехать Землю по экватору четыре раза.

Вдохновленные, идем в раздевалку, чтобы снять «гражданскую» одежду и надеть заводскую. Размеры мы сдали заранее.

— Нет, ну кто же подбирал размеры для туристов этой группы? Все не так! — переживает парень в раздевалке. — Девушка, штаны будут вам велики, и вы утонете в куртке. Возьмем этот комплект.

— Мы сказали организаторам тура размер немного больше моего, потому что думали, что будем носить халат поверх одежды, — пытаемся оправдаться перед коллегами.

— Что значит по одежде? Раздевайтесь до нижнего белья! Юбки, брюки, шубы и сапоги — в шкафчик! Таков регламент!

Мы понимаем, что со специалистом лучше не спорить, и направляемся в раздевалку. Там выдают защитные очки, респиратор, санитарную сетку на голову, шлем, перчатки и одноразовые носки, как в боулинге. Зачем носки? Оказывается, еще и обувь снимать придется — в мастерские можно ходить только в ударопрочных ботинках, больше похожих на закрытые сандалии. Мы выражаем недоумение: а если кусок кокса приземлится не на ботинок, а на 10 сантиметров выше? И как тогда поможет «защитная» обувь? Не лучше ли остаться в своих же высоких сапогах?

— Не волнуйтесь, никого не били. Но правила есть правила, — терпеливо отвечает гардеробщик.

Не прошло и часа, как наша дружная группа, крича, смеясь и препираясь, переоделась. Получив инструкции, мы направились к автобусу, который должен был отвезти нас на производственную площадку.

Посадка в автобус происходит без задержек — очевидно, экскурсанты хотят как можно быстрее добраться до промышленных площадок. На дорогу мы тратим около 10-15 минут. За это время мы узнаем много интересного.

Свою историю завод ведет с 1 февраля 1932 года, с выплавки первого чугуна в доменной печи № 1, которая в то время считалась «первой гигантской доменной печью в СССР и Европе, производившей более 1000 тонн чугуна в сутки».

Численность работающих на предприятии превышает 55 тысяч человек — это как население, например, Гусь-Хрустального.

Магнитогорский комбинат — ведущий поставщик автомобильной стали в России. Именно этот металл используется для производства автомобилей ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, БЕЛАЗ, Aurus, строительства мостов, судов, трубопроводов, производства бытовой техники.

Здесь, и только здесь в России, производится белая жесть. Она используется в основном для производства пищевых контейнеров, таких как банки для сгущенного молока.

Робот Федор, побывавший в космосе, частично сделан из магнитогорского металла…

Спрашиваем нашего гида, нравится ли ему возить туристов?

— Я работаю на заводе с 2007 года, — рассказывает Ксения Суднева, ведущий гид по промышленному туризму Магнитогорского металлургического комбината. — Изначально я работала в цеховой библиотеке кислородно-конверторного цеха. Уже тогда, когда я начала знакомиться с производством и людьми, меня поразили масштабы предприятия, сложность процессов и высокая квалификация людей, которые работают на предприятии. Когда появилась вакансия экскурсовода, я сразу решила попробовать и ни разу не пожалела о своем выборе. Чем больше я узнаю историю предприятия, чем больше знакомлюсь со специалистами и рабочими, тем больше влюбляюсь в Легендарную Магнитку и с удовольствием рассказываю о ней всем нашим гостям.

— У вас очень много туристических групп в месяц?

— У нас довольно плотный график. Экскурсии каждый день. Каждая длится 2-3 часа. Помимо проведения экскурсий, мы разрабатываем новые маршруты и участвуем в различных конкурсах. Последний из них — «Маршрут года 2024», где мы выиграли Гран-при с маршрутом «Первые в Магнитке» и первое место с маршрутом для маломобильных групп населения. Работа очень интересная и насыщенная. Магнитка притягивает и не отпускает. <стр>Благодаря популярности завода в Магнитогорске создан городской курорт «Притяжение». Он займет 400 гектаров (размер 500 футбольных полей) в южной части города. Сейчас открыты пешеходный бульвар и искусственное озеро с плавучим мостом, всесезонная горнолыжная горка высотой 36 метров и самый большой тематический фонтан в России.

Уф, поехали. Экскурсовод снова напоминает нам о мерах предосторожности и средствах индивидуальной защиты. Никто не спорит — зачем рисковать здоровьем (если не жизнью) ?

Все мы изучали работу доменных печей на уроках химии в школе. Если коротко, то при взаимодействии углекислого газа с коксом в доменной печи образуется угарный газ, который поднимается вверх по шахте и встречается с кусками кокса, опускающимися сверху. При температуре выше 800 градусов происходит реакция между углекислым газом и коксом. Оксиды железа, составляющие основу загружаемых в доменную печь железорудных материалов, восстанавливаются.

Но мало кто из учеников понимает, как выглядит производство на самом деле. На самом деле, доменная печь — это огромное сооружение, размером с двенадцатиэтажный дом. Из подземелья на несколько метров взмывают огненные всполохи, а по «земле» течет чугунная река. Картина одновременно жуткая — и невероятно завораживающая.

Нам удалось пообщаться с людьми, которые куют металл. Их профессия называется «горн» — не от слова «гора», как можно было бы подумать, а от слова «горн»: печь для плавки, переплавки и нагрева металлов, а также нижняя часть шахтной печи, где происходит сгорание топлива и скапливается жидкий металл.

Профессия горнового и опасна, и трудна. Специалисты по плавке чугуна — одни из самых уважаемых в черной металлургии. И во время экскурсии каждый турист может увидеть, насколько мужественны эти люди.

Первое впечатление: горновые — волшебники в серебряных костюмах и меховых шапках. Но, конечно, «сказочная» униформа не для красоты. Рабочая одежда горнового — войлочная ткань, которая не горит, а медленно тлеет.

Перед началом смены горновые проверяют оборудование и условия труда. Основной этап работы горновых — плавка. Горновые следят за температурой в печи, чтобы обеспечить оптимальные условия плавки. Для этого может потребоваться корректировка подачи топлива и воздуха. Также есть такое понятие, как подача кислорода для повышения температуры и улучшения реакции. И, наконец, после плавки отбирают готовый металл и шлак и контролируют их качество.

— Подготовка транспортных желобов, открытие и закрытие выпуска жидких продуктов плавки, контроль движения потоков жидкого металла из печи в миксер, отбор проб чугуна — все это и многое другое входит в обязанности бригадиров доменных печей, — рассказывает Ксения Суднева.

… Братья Пискаревы работают на градообразующем предприятии Магнитка в разных цехах и в разные смены. На выбор профессии обоих повлиял пример отца.

Семён Пискарёв — бригадир доменной печи № 10, работает 12 лет. Неоднократно становился лучшим бригадиром по результатам конкурса профмастерства. Сменный бригадир доменной печи Сергей Фочин рассказывает, что Семён пришёл работать, когда ещё работал отец. Он был его наставником, но рекомендовал Семёну пойти в прокатный цех. Парень просто заболел доменным производством.

— Жидкий металл — он завораживает, притягивает, — говорит Семен. — За один выпуск плавки две доменные печи, девятая и десятая, выливают восемьсот тонн чугуна и двести тонн шлака. В смену задействовано семь горновых, работающих в бригаде. В нашей профессии бригады очень дружные, мы помогаем друг другу. Даже если нет сил, ты все равно справишься и поможешь другим. Они помогут тебе тем же.

Старший брат Семена, Евгений, работает на заводе уже пятнадцать лет. Он сталевар на участке внепечной обработки стали.

— Работа хорошая, творческая, по-своему уникальная и требует серьезного подхода, — говорит Евгений.

Владимир Матушкин, доменщик, шутит, что «учился нормально, на тройки, а вот по технологии всегда получал 4-5»:

— Я пришел на завод в 1994 году. Я был очень удивлен. Это была гигантская машина, конечно. Сначала я лил шлак. Потом я постепенно прошел все печи. Дети всегда интересовались моей профессией. И как им это объяснить? Ну, вода бежит, такая горячая, желто-желтая. Ну, очень горячая. Спецодежда обычно сгорает за одну смену. Самое главное — не наступить в корыто с горячим сплавом. Техника безопасности здесь написана кровью. Но мне нравится моя профессия. А больше ничего для счастья и не надо.

На обратном пути гид показывает Магнитную гору, где, собственно, и началась история города и завода.

— Металлургический завод, да и сам Магнитогорск, обязаны своей историей Магнитной горе. Она дала городу свое название, подарила людям богатейшие запасы железной руды и прославила Магнитку и завод на весь мир, — говорит гид.

Благодаря горе появилось выражение «магнитогорский характер», и одно время ученые всерьез обсуждали такой феномен, как «магнитогорская народность». Значение горы Магнитной для истории Урала и России трудно переоценить.

Добыча руды на Магнитной ведется уже давно. Первыми официальными разработчиками горы были известные промышленники Южного Урала — Иван Борисович Твердышев и Иван Степанович Мясников. 27 октября 1752 года Оренбургская губернская канцелярия выдала им грамоту на право добычи руды и строительства заводов на реках Авзян и Тирлянка. Руда добывалась кустарным способом (киркой и лопатой) и вывозилась на башкирские заводы.

Решение о строительстве металлургического завода в районе горы Магнитной было принято в январе 1929 года. 30 июня 1929 года считается днем ​​рождения Магнитогорска. В этот день к подножию горы Магнитной прибыл первый поезд. Даже издалека поезд наводил ужас, а когда раздавался гудок паровоза, люди и животные, никогда не видевшие техники, бежали в степь.

Основной запас руды на горе Магнитной разрабатывался в годы Великой Отечественной войны. Каждый третий снаряд и более половины танков Великой Отечественной войны были изготовлены из металла Магнитки.

В ноябре 2006 года на горе была добыта последняя тонна руды. Легендарное месторождение прекратило свое существование. И теперь сырье для завода привозят из соседней Башкирии. Но история горы Магнитной продолжается. О нем вообще не принято говорить в прошедшем времени.

В 2020 году Магнитогорску присвоено звание «Город трудовой доблести».

— В последние годы внимание к промышленной истории растет, — говорит Надежда Халитова, доктор филологических наук, заведующая научно-техническим музеем завода. — Наш музей посещают 11 тысяч человек в год. Например, гостями были авторы гимна Магнитогорска Пахмутова и Добронравов. Но лично для меня нет «особенных» и «неособенных» посетителей. Почти вековая история завода и города позволяет любому гостю совершить интересную экскурсию.

Остается добавить, что промышленный туризм активно развивается и в других регионах России. В Кемерово, например, туристы могут посетить угольные шахты. В Нижнем Тагиле, славящемся традициями машиностроения, проводятся экскурсии на заводы, где рождаются легендарные танки. А в Казани и Уфе можно увидеть, как современные технологии переплетаются с историей нефтедобычи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории