Кто воспитал чудо-фигуриста, на которого молится и федерация, и сама Татьяна Тарасова? Какую машину он купил на призовые деньги? Как старшие в группе Алексея Мишина воспитывали молодых Евгения Плющенко и Алексея Ягудина? Российский тренер Олег Татауров, выйдя из тени, дал откровенное интервью Спорт.
«Пока что Дикиджи даже чемпионом Европы не стал»
— Вы работаете в школе «Звездный лед», но не в «Юбилейном», где базируется группа Алексея Мишина, а на другом катке. Профессор курирует вашу работу??
— Я полностью независима в своей работе. Я всегда могу обратиться за советом к своему тренеру. А также к Татьяне Николаевне Мишиной, у которой я была вторым тренером после возвращения домой из Великобритании, где я выступала в шоу. Сначала я работала с ней с юниорами, а когда открылся новый каток, я начала работать самостоятельно.
— Вы работаете с чемпионом России Владиславом Дикиджи с десяти лет. Рафаэль Арутюнян начал тренировать Натана Чена с того же возраста. Он сказал, что всегда учил олимпийского чемпиона Пекина, как тренироваться, и считает это своим главным достижением…
— Подпишусь под этими словами. Хотя не могу сказать, что уже научил Владислава тренироваться. Он пока не стал олимпийским чемпионом и даже чемпионом мира и Европы. Процесс обучения Дикиджи продолжается.
— Сам Владислав уже пытается работать с малышами. Это помогает ему учиться тренироваться?
— Он говорит, что помогает. Не знаю, насколько ответственно Владислав подходит к своей работе тренером, я не видел его на тренировках. Иногда он приходит домой уставший, а я жалуюсь, что накануне он долго работал на захватах. Владислав обычно возражает: «Нет, просто так себя чувствую. Я вчера на тренировке перетрудился». Приходится сбрасывать нагрузку.
— Многие тренеры заставляют своих учеников переходить из юниоров во взрослых, и Дикиджи довольно долго выступал в юниорах с совсем юными соперниками. В чем причина этого??
— Я не думаю, что переход Владислава во взрослые был затянутым. Ведь он даже участвовал в предолимпийском чемпионате страны в Санкт-Петербурге в декабре 2021 года. Он выступал в юниорских и взрослых турнирах один сезон. Потом они вернулись на юниорский уровень на один сезон, и я думаю, что это пошло Дикиджи на пользу.
«Я советовал ему купить скромную машину, но он взял BMW»
— На чемпионате России в Омске Дикиджи был единственным фигуристом, чьи четверные прыжки судьи не сочли недокрученными. Благодаря этому он выполняет ультра-си элементы чисто?
— Он редко недокручивает. Если он недокручивает прыжок, он падает. У меня есть одно объяснение: Дикиджи долгое время работает с одним тренером, а не бегает в поисках лучшего после первых неудач. Смена тренера всегда влияет на технику.
— Как вы пережили переходный возраст Дикиджи, который сопровождается проблемами не только для girls?
— Многое изменилось. Владислав стал взрослее, ответственнее, у него своя жизнь, не связанная с фигурным катанием. Сейчас ему нужно содержать семью, купить квартиру или дом, и он подходит к этим вопросам ответственно.
— Правда ли, что он советуется с вами по всем вопросам, включая даже выбор духов??
— Он консультирует по некоторым вопросам, но духи — это слишком. Владислав даже не спрашивает, что ему надеть в той или иной ситуации. И не всегда слушает мои советы. Я советовала ему купить для начала машину поскромнее, но он взял хорошую BMW. Он неплохо заработал за последние два сезона, он имеет полное право тратить деньги!
— В Омске многие фигуристы были негативно восприняты известием о том, что на олимпийский отборочный турнир будет допущен один участник в каждом виде спорта, и Дикиджи сказал: «Я забыл об этом через десять минут». Как вы объясните психологическую устойчивость вашего ученика?
— Уверенность в своих силах приходит от хорошей подготовки. Он очень серьезно готовился к чемпионату России. Мы работали над всеми элементами, а короткая программа, в которой Владислав занял только шестое место, только подстегнула его в произвольной программе. Он очень серьезно относится к тренировкам и старается не допускать срывов даже на обычных занятиях. Отсюда и стабильность в соревнованиях.
Ягудин и Плющенко были озорными
— Алексей Урманов, ставший олимпийским чемпионом 1994 года, сказал, что ваша поддержка в Лиллехаммере ему очень помогла…
— Мы старались держаться вместе на протяжении всего олимпийского турнира. Много гуляли, общались. Даже в столовую всегда ходили вместе. Мы из одной группы, и такие отношения вполне нормальны.
— А как вы сейчас, с позиции опытного тренера, оцениваете свое выступление на Олимпиаде, где заняли 11 место?
— Я показал лучшее, что мог, в короткой программе, занял пятое место, и попал в сильнейшую разминку для произвольной программы. Тогда порядок выхода на лед определялся жребием, и мне пришлось выступать последним. Психологически я не справился с ответственностью, допустил много ошибок.
— Оцениваете ли вы всю свою карьеру в фигурном катании как успешную с точки зрения сегодняшнего опыта??
— У нас в стране всегда ценят только тех, кто завоевал золото. Даже серебро и бронза не считаются результатом. Я с таким суждением не согласен. Можно ли назвать неудачной карьеру Алены Леоновой или Михаила Коляды?? Я тоже считаю свою успешной. Конечно, мне хотелось завоевать медали чемпионатов мира и Европы, не говоря уже об Олимпиаде. Не получилось, но жизнь в фигурном катании продолжается!
<сильный>— Когда вы тренировались в группе Мишина, в ней было много сильных фигуристов, и у вас есть явный лидер Дикиджи, а также ребята и девчонки с, скажем так, меньшим потенциалом…
— У Мишина была одна из сильнейших групп на тот момент не только в СССР, но и в мире. Сейчас мало кто помнит Виталия Егорова и Леонида Казнакова, но для нас с Урмановым они были образцами для подражания, и мы равнялись на них на тренировках. Сегодня, я думаю, нам нужно сосредоточиться на работе с меньшим количеством спортсменов или иметь большой тренерский состав, как у Этери Тутберидзе.
— Когда вы уже были опытным спортсменом и примером для подражания для молодых фигуристов, к Мишину в группу пришли будущие олимпийские чемпионы Алексей Ягудин и Евгений Плющенко. Кто из них был более непослушным мальчиком??
— Они оба вели себя как мальчишки. У них было разное воспитание. Леша вырос в интеллигентной семье из Питера, Женя приехал из Волгограда и жил в условиях, далеких от комфортных. Ягудин и Плющенко немного хулиганили на тренировках, но я бы не назвал их вредными.
— Урманов вспомнил, что иногда приходилось воспитывать молодежь, но это позволяло им становиться олимпийцами чемпионы…
— «Дедовщина» в хорошем смысле слова помогала поддерживать порядок и дисциплину в группе. Так воспитывали меня и Урманова, так воспитывали младших. А тренировки в такой сильной группе помогли Ягудину и Плющенко быстрее и лучше освоить и тройной аксель, и четверной тулуп.
— Многие специалисты отмечают, что у Дикиджи еще большие резервы в компонентах. Планируете ли вы привлекать новых хореографов для улучшения оценок за компоненты?
— В прошлом сезоне мы приглашали Наталью Бестемьянову и Игоря Бобрина для постановки программы для Владислава. В новом сезоне мы также будем искать хореографов, которые помогут раскрыть новые грани его таланта. Сейчас он серьезно работает над скольжением, вращениями и другими элементами. Прыжки прыжками, но фигурное катание состоит не только из них. Два-три года назад, когда все восхищались сложностью программ Ильи Малинина, он говорил: когда освоит все четверные прыжки, начнет серьезно работать над хореографией. И так оно и случилось.