Татьяна Навка укрепляется крутыми фигуристами. В команду олимпийской чемпионки 2006 года пришел ученик Этери Тутберидзе, очаровавший всех своим талантом, но затем чуть не пропавший из-за сложной болезни.
Выше него — только МедведеваОт Тутберидзе — тренера феноменальной эффективности — уходили фигуристки-одиночницы. Большие победы часто сопряжены с тотальной мобилизацией внутренних резервов, и после того, как золотая медаль оказывается у тебя в руках, вместе с ней может нечаянно прийти мысль о том, что дальнейшая игра свеч не стоит. А если и медали нет, то тем более.
В мужском одиночном катании все чуть иначе. Еще на Олимпиаде 2022 года в Пекине грузинский фигурист Морис Квителашвили, тогда еще главный старожил группы Этери Георгиевны, говорил, что для тренировок у нее нужна особая крепость. Судя по всему, «одиночник Тутберидзе», особенно одиночник-долгожитель — что-то вроде гвардейца, готового достигать и терпеть больше остальных.
В какой-то момент таким стал Даниил Самсонов. Весной этого года он отпраздновал десятилетний юбилей в «Хрустальном» — и выразил надежду, что все еще впереди. На момент перехода он оказался вторым «старейшим» учеником Тутберидзе — выше лишь двукратная чемпионка мира и Европы Евгения Медведева.
Самсонов продолжит карьеру в академии Навки. Весной ее усилила группа Светланы Соколовской, специалиста по одиночному катанию. Преимущественно — по мужскому одиночному, хотя и женское у нее в наличии. Причем последний уход от Тутберидзе к Соколовской состоялся буквально на днях — правда, имя там было не столь громкое — Валерия Лукашова, талантливая юниорка, с которой Самсонов работал на частных подкатках.
Операционный стол и реабилитацияТочкой невозврата, после которой вероятность перехода одного из лучших одиночников Тутберидзе возросла кратно, стал весенний тур шоу Этери Георгиевны. По ходу него в объективы фанатских камер периодически попадали эпизоды недовольства Даниила происходящим. Точную причину этого стороны не называли, однако было очевидно, что отношения у них как минимум надломились.
Удивительно, что критическая точка для великого тренера и талантливого одиночника оказалась достигнута не в действительно сложный момент, а, по сути, в ходе рядового эпизода. Еще пять-шесть лет назад Самсонов, тогда еще очень талантливый и перспективный юниор, вдруг резко пропал с радаров после успешного для себя международного Финала Гран-при по своей возрастной группе, где он завоевал бронзу. Думалось, что дальше — больше, однако уже спустя несколько месяцев фигурист прервал тренировки. Достаточно быстро выяснилось, что причина — в болезни Осгуда-Шляттера, при которой страдают коленные суставы.
Эта болячка способна вывести из строя на достаточно длительное время, но в случае Самсонова все прямо-таки действительно затянулось. Параллельно с восстановлением от Шляттера Даниил получал и другие повреждения, что при таких проблемах ожидаемо. Пришлось даже лечь на операционный стол, а после пройти реабилитацию.
Возобновил карьеру Самсонов уже не перспективным мальчиком, а талантливым, взрослым, совершеннолетним одиночником. И сделал это в тренерском штабе Тутберидзе. Хотя тогда еще ходили разговоры, дескать, после столь серьезных проблем со здоровьем продолжать кататься в строгой системе Этери Георгиевны, заточенной на результат, нелогично. Но у них все получилось — Даниил смог попасть в сборную России и начал постепенно восстанавливать богатый арсенал четверных прыжков.
В минувшем сезоне он старался стабилизировать старшие четверные — в частности, лутц. Таким образом на второй год возобновления карьеры после длительного перерыва Самсонов вернул себе статус сильного и конкурентного фигуриста, готового бороться за самые высокие места в ближайшей перспективе. А Тутберидзе записала себе в актив крайне успешный кейс восстановления спортсмена в практически безнадежной ситуации.
Казалось, что после такого никаких других вариантов нет — только вперед и вместе. И поздравительное сообщение Самсонова с десятилетним юбилеем настраивало именно на такой сценарий. Однако с начала мая пошли совершенно конкретные разговоры, что переход Даниила более чем возможен, однако все осложнялось тем, что полностью избавиться от всех болячек ему пока не удалось — по ходу сезона возникли сложности с голеностопами, и на их решение потребовалось время.
Навка получила солистаВ новых списках сборной России (в резерве), выложенных накануне, Самсонов уже значился учеником школы Навки. Теперь его тренер — Соколовская. Есть у нее важное условие для достижения результата — человек должен быть «своим». Судя по всему, тренеру важно создавать в работе семейную атмосферу, и если фигурист в нее не вписывается, у него могут возникнуть трудности. Удастся ли Самсонову попасть в струю — вопрос интригующий.
В остальном же Даниил — на рынке фигуристов лот привлекательный. По информации , когда стало известно, что он рассматривает для себя возможность перехода, за него в некотором смысле началась кулуарная борьба. По итогу в ней преуспела Соколовская, получив к себе в команду сложный, нуждающийся в особом подходе актив, готовый давать высокий результат здесь и сейчас. Учитывая темпы его восстановления от Шляттера и достаточно стремительный набор формы и технического арсенала, мы вправе ожидать от него скачка уже в следующем сезоне.
Но не стоит забывать в этом уравнении саму Навку, потому что она здесь тоже кое-кого получила. Если быть точным — участника ледовых шоу. Катучего, талантливого и достаточно известного для того, чтобы дать ему роль одного из солистов.
Словом, выглядит так, что в этом переходе в плюсе буквально все. Кроме, разумеется, Тутберидзе, но есть ощущение, что знаменитый тренер найдет выход из положения, как она уже делала неоднократно.